Задержание под Минском 32 солдат ЧВК Вагнера может быть связано с неудачной попыткой пополнить ряды белорусских силовиков иностранными наёмниками, утверждают источники «Октагона». Бойцов планировали привлечь в случае возникновения протестов после объявления результатов президентских выборов 9 августа.
В Белоруссии всерьёз рассматривают вариант силового подавления возможных массовых протестов в столице, которых ждут после объявления результатов президентских выборов 9 августа. Власти республики вели переговоры о пересылке в столицу частей Росгвардии, утверждает источник «Октагона», но получили отказ.
Москва якобы перенаправила белорусов к бизнесмену Евгению Пригожину, с которым связывают ЧВК Вагнера. Но в кругах действующего президента Александра Лукашенко от привлечения частной военной компании, неподконтрольной республиканским властям, оказались. После этого Минск вышел из переговоров и решил показательно задержать «вагнеровцев», которые в этот момент были в Белоруссии, сообщил источник. Белорусское телеграфное агентство сообщило, что задержание «вагнеровцев» произошло на территории санатория недалеко от столицы. Там группа россиян заселилась в отель в ночь на 25 июля.
Лукашенко уже успел обвинить бывшего посла РФ в Белоруссии Михаила Бабича во вмешательстве во внутренние дела страны.Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
В Белоруссии запущен слух, что против президента настроены даже силовики, но кроме фотографий с флешмоба в телеграм-канале популярного белорусского блогера Nexta (сам он находится в Польше) нет ни одного подтверждения перехода стражей порядка на сторону представителей оппозиции. Лукашенко назвал публикации фейками и предположил, что кто-то просто не сдал корочки после увольнения из органов.
Информационная игра Москвы может быть направлена на дискредитацию Лукашенко как защитника национального государства, в том числе от посягательств со стороны Кремля. К тому же, как было указано выше, президент Белоруссии якобы сам попросил коллег из России о помощи. Утрата образа защитника суверенитета перед выборами может обернуться для Лукашенко потерей электората.
Реальное приглашение специалистов из России может стать убийством не только политическим, ведь привлечённые профессионалы не будут подчиняться действующему главе страны.
Отношения между Белоруссией и Россией в последние месяцы были весьма напряжёнными. Лукашенко уже успел обвинить «структуры Бабича» (Михаил Бабич, бывший посол РФ в республике. – τ.) во вмешательстве во внутренние дела страны. С другой стороны, на встрече в Минске с главой кабинета министров РФ Михаилом Мишустиным Лукашенко мог дать обещание создать единый орган власти, но до окончания президентской кампании действий в этом направлении ждать не стоит.
Протесты, к которым уже готовится официальный Минск, действительно могут случиться. С начала лета представители белорусской оппозиции и ряд СМИ призывали жителей выходить на акции в знак недоверия действующему президенту и ЦИК. Белорусский лидер понимает, что ЕС будет оказывать ему поддержку только в случае проведения кампании без разгона возможных массовых акций протеста оппозиции. С другой стороны, в Брюсселе могут и закрыть глаза на мелкие нарушения демократии, опасаясь более тесного сближения Белоруссии и России.
Свою роль в усилении напряжённости может сыграть и ряд экономических проблем, вызванных пандемией. В республике сегодня сидят без работы сотни тысяч белорусов, которые до разгула коронавируса трудились в России. И уехать на заработки они не могут – границу Россия для них не открывает.