Кремль экспериментирует с новыми партиями

Кремль экспериментирует с новыми партиями

Политика 12 мая 2020 Иван Зуев

В Кремле готовы менять партийный ландшафт в поствирусной России. Несмотря на эпидемию и паузу в партийной и парламентской политике, подготовка к выборам в сентябре 2020 года и выборам в Госдуму 2021 года идёт полным ходом. В новом политическом сезоне кроме привычной и поднадоевшей уже тройки − Зюганов, Жириновский, Миронов − появятся сразу несколько свежих проектов со своими политическими звёздами. Кто и зачем зажигает эти звёзды, разбирался «Октагон».

Кремль дал добро на создание ряда политических проектов: писателя Захара Прилепина «За правду», одного из создателей белорусской онлайн-игры World of Tanks Вячеслава Макарова и едва не ставшей политзаключённой в США Марии Бутиной, а также владельцев и основателей косметической компании Faberlic Андрея Нечаева и Александра Даванкова, которые заявили о создании праволиберальной партии.

Эксперты сразу заметили, что, например, проект «За правду» и проект партии Faberlic, по сути, создают коллеги по ОНФ Прилепин и Нечаев.

Что-то общее проглядывалось и в утечках из Администрации президента, которые сопровождали в СМИ бум партстроительства.

Утечки шли плюс-минус одинаковые: проекты обсуждаются с осени, а предстоящий в сентябре 2020 года единый день голосования будет тестом для них.

Изначально в среде политических экспертов к новым партиям не отнеслись серьёзно. Большинство предполагало, что о проектах рано говорить, пока они не получат регистрацию Минюста. Однако буквально сразу после объявления режима самоизоляции стало известно, что добро на регистрацию получили и партия «За правду» Захара Прилепина, и Партия прямой демократии Макарова, которую в тусовке сразу окрестили «партией танчиков», и «партия косметологов» «Новые люди», а также ещё один проект – «Зелёная альтернатива» экоактивиста, члена общественной палаты Московской области Руслана Хвостова, в соратниках которого оказался карикатурист Вася Ложкин. После этого в СМИ и телеграм-каналах заговорили о том, что всем новым проектам предстоит стать партиями-спойлерами.

Интересные звёзды зажигаются на политическом олимпе… В партии Прилепина «За правду» − неоднозначный Иван Охлобыстин, получивший российское гражданство Стивен Сигал, бывший советник так называемого главы ДНР Александр Казаков, проведший на Украине более 5 лет в тюрьме Евгений Мефёдов…Интересные звёзды зажигаются на политическом олимпе… В партии Прилепина «За правду» − неоднозначный Иван Охлобыстин, получивший российское гражданство Стивен Сигал, бывший советник так называемого главы ДНР Александр Казаков, проведший на Украине более 5 лет в тюрьме Евгений Мефёдов…Фото: Артём Геодакян/ТАСС

Следующим этапом для новых проектов стала подготовка для регистрации на выборах – создание региональных отделений по всей стране. По закону о выборах необходимо иметь минимум 43 отделения в разных субъектах РФ.

Создание с нуля партийной структуры в регионах наряду со сбором подписей – один из самых затратных и юридически сложных моментов для новичков в российской политике. Проще всего получить необходимое количество региональных отделений будет «Зелёной альтернативе», у которой уже есть около 30 «филиалов» по всей стране, и партии «За правду», которая вербует в регионах активистов левых и левоконсервативных движений с уже готовыми структурами. Проблемы с регистрацией на выборах предрекают Партии прямой демократии Вячеслава Макарова, поскольку у лидера партии имеется двойное гражданство. Ранее в интервью «Новой газете» Макаров заявил, что по этой причине он не собирается баллотироваться в депутаты лично.

Пресс-секретарь (и главный политтехнолог) «партии танчиков» Тимофей Шевяков в разговоре с «Октагоном» также заверил, что никаких сложностей двойное гражданство лидера партии не создаёт.

«Нет, не влияет никак, в законе таких ограничений нет (по двойному гражданству. – τ.). Соответственно, никакого противодействия нет, всё штатно. Со стороны региональных минюстов возникают разные вопросы технического характера, но мы их оперативно решаем».

Тимофей Шевяков | пресс-секретарь «Партии прямой демократии» Тимофей Шевяков
пресс-секретарь «Партии прямой демократии»

Впрочем, по информации «Октагона», проблемы у Партии прямой демократии могут возникнуть не из-за кипрского гражданства Макарова, а из-за его связи со структурами банка «Интеза Санпаоло». По данным «Октагона», банк, имеющий в своём активе акции бизнеса WoT, отказывается участвовать в политических проектах в России, а Кремль, в свою очередь, финансово помогать партии не будет. «Мы вам помогли на стадии регистрации, дальше сами», – так звучит благословение, со слов информированного источника.

Несмотря на всю сложность создания большого количества региональных отделений, тем более когда в стране введён режим самоизоляции, некоторые партии, а может быть, и все, действительно смогут получить регистрацию. В начале апреля было принято решение «помочь» новым партийным проектам в регистрации и выходе на выборы. Однако во власти у этой стратегии есть как интересанты и сторонники, так и противники.

Выгода от новой стратегии в российском партийном строительстве состоит в том, что она позволит наконец отправить на заслуженный покой и пенсии политических тяжеловесов: Миронова, Зюганова и Жириновского. Поскольку по новой модели эти политические тяжеловесы будут конкурировать с новыми партиями на равных, что, по замыслу, должно улучшить результаты провластной «Единой России».

У «Зелёной альтернативы» уже есть около 30 «филиалов» по всей стране. Шустрые ребята!У «Зелёной альтернативы» уже есть около 30 «филиалов» по всей стране. Шустрые ребята!Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

– Мы понимаем, что новая волна партий создавалась под конкретную задачу. Будут 9–10 новых партий, которые, по мнению политадминистраторов, должны будут не пройти в парламент, но отъесть голоса остальных. Они растащат голоса в целом. Не у нас. Один, два, три процента наберёт каждый проект. Проценты они возьмут, а мандаты они не возьмут, потому что необходимых пяти процентов не наберут. По закону эти мандаты уйдут «Единой России». Если раньше «Единой России» надо было набрать 50 процентов для большинства, то теперь надо будет набрать 35 процентов, – объясняет депутат Госдумы Дмитрий Ионин.

При этом пул новых партий даёт возможность подстраховаться на случай, если политические проекты СР, КПРФ и ЛДПР, оставшись без своих бессменных дипломатичных лидеров, неожиданно радикализируются. В таком случае можно будет просто усилить новые партии, которые заведомо создаются так, чтобы они могли трансформироваться.

Логика власти тут понятна. С одной стороны, Зюганов, Жириновский и Миронов, поддержавшие в той или иной форме новые поправки к Конституции, сыграли свою роль, и в благодарность перед ними можно наконец отобрать у них «кольца власти», дающие политическое бессмертие.

С другой – их уход только укрепит новый конституционный порядок, предполагающий закручивание гаек во внутренней политике.

Сентябрьские выборы 2020 года в регионах должны стать площадкой для тестовой обкатки новой партийной системы. Планируется, что у новых партий получится провести своих кандидатов в региональные заксобрания. Политическим бенефисом новых партий должен стать 2021 год и выборы в Госдуму. Впрочем, по парламентскому статусу новых партий даже у их сторонников есть сомнения. Скорее они просто должны сработать на привлечение на избирательные участки тех, кто традиционно пропускает выборы.

Есть у этого плана и противники во власти. Во-первых, очевидно, что ослабление всех парламентских партий в сумме даст ослабление роли самой Госдумы. «Октагон» уже писал, что, несмотря на то, что конституционные поправки будто бы усилили нижнюю палату парламента, кризис фактически задвинул законодательную ветвь власти ещё дальше от реальной политики, чем она была ранее. Это ослабляет позиции политиков, которые сделали ставку на влияние в Госдуме. Говоря проще, если раньше спикеров нижней и верхней палат парламента хотя бы формально считали третьими лицами в системе власти, то в режиме повышенной готовности стало очевидно, что реально эта роль у структур исполнительной власти и Госсовета.

Новая партийная палитра может только закрепить эту тенденцию.

Если звёзды зажигаются, это кому-нибудь нужно. Свет любой звезды в конце концов затухает.Если звёзды зажигаются, это кому-нибудь нужно. Свет любой звезды в конце концов затухает.Фото: Анна Исакова/Пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС

Обращает на себя внимание и другая слабая сторона этой стратегии. Предполагается, что новые проекты в первую очередь должны ослаблять КПРФ и эсэров Сергея Миронова, а также две непарламентские партии: «Яблоко» и Партию роста. Однако уже после двух месяцев их функционирования вырисовывается иная ситуация – они начинают играть на поле ЛДПР, а также − на дальнейшее снижение рейтинга «Единой России». А значит, это не решение проблемы для политических администраторов, а только заплатка, которая только умножает количество проблем в будущем.

– Да, они пытаются залезать на левое поле, но, боюсь, в итоге Прилепин, Казаков и Матвейчев (Олег Матвейчев – политтехнолог партии «За правду». – τ.) похоронят скорее ЛДПР, чем КПРФ. Ну похвалит Прилепин Сталина пару раз, и что? – задаётся вопросом депутат от КПРФ в заксобрании Владимирской области Максим Шевченко.