Телевизионный сюжет (четыре минуты двадцать секунд) стал причиной лишения аккредитации российского журналиста Первого канала Алексея Кручинина в Беларуси. Ему рекомендовали покинуть страну. Ситуация выглядит скандальной и возмутительной: заговорили о попрании свободы слова, припомнили похожие случаи с российскими журналистами в Беларуси. Чтобы разобраться, необходимо посмотреть сюжет, с которого всё началось.
Алексей Кручинин решил начать свой материал со стендапа на фоне кладбища в Столбцах. Это наглядно и фигурально – все так делают. Но он сказал: «Первое, что бросается в глаза … обилие свежих могил. Даты смерти приблизительно одинаковые. Это конец апреля, когда в Белоруссии впервые заговорили о небывалой вспышке коронавируса в Столбцах». Этот текст в сюжете совершенно не подтверждается видеорядом. Непонятно, какое цифровое выражение имеет слово «обилие». Сколько: две, три, пять или сто?
Дальше автор рассказывает, что погребённые в этих могилах умерли от коронавируса: «Все эти захоронения появились за несколько дней. Истории похожи: тяжёлая пневмония, аппарат искусственной вентиляции лёгких, смерть».
Кручинин предлагает верить его словам, но оператор не показывает могилы, о которых говорит журналист. Фамилии не видны, даты смерти тоже. Из трёх героев сюжета только у одной женщины умерла мама, но не от коронавируса. У двух других все, к счастью, живы.
Тот самый сюжет Алексей Кручинина Источник: «Первый канал»
Затем журналист заявляет, что ему понятно, почему многие не доверяют методикам подсчёта, которые использует белорусский Минздрав. Правда, что это за методики, сюжет не рассказывает. Получается по классике: «не читал, но осуждаю».
Есть в сюжете и знаменитая фраза Бацьки о том, что его «не парят» больные. Цитата состоит из двух частей, все знают первую, а вторая не звучит. А там про то, что медики в Беларуси тестируют 10 000 человек ежесуточно. Это признак блестящего состояния системы здравоохранения и того, что она прекрасно работает. Но это после «не парит» никто не слушает.
На контрасте с безответственным президентом, которого «не парит» эпидемия, автор сюжета даёт мнение координатора ООН в Беларуси Иоанны Казана-Вишневецкий: «Количество больных растёт в геометрической прогрессии. ВОЗ рекомендует ужесточение мер физического дистанцирования и перенос всех массовых мероприятий».
Мне жаль это писать, но представительница ООН ошибается. Даже школьники знают, что такое геометрическая прогрессия. Если бы всё было, как говорит госпожа Казана-Вишневецкий, то в Белоруссии заразились бы 16 800 000 человек. В реальности прогрессия арифметическая: 800 нужно прибавлять, а не умножать на эту величину.
Также «геометрическая» прогрессия не учитывает число выздоровевших. В РБ зарегистрированы 21 101 человек с положительным тестом, что составляет 8,7 процента от количества проведённых тестов. На 8 мая выписаны 5484 пациента, у которых ранее был подтверждён диагноз COVID-19. Умер 121 пациент с рядом хронических заболеваний с выявленной коронавирусной инфекцией. Это сухая информация Минздрава, и не верить ей не стоит.
Лукашенко сам пригласил миссию ВОЗ, и в республике ей оказывали содействие, что ревизоры отметили в отчёте особой благодарностью.
Вывод сюжета: ситуация очень серьёзная, властям всё равно. А мой вердикт такой: сюжет Алексея Кручинина манипулятивный. Автор не ставил задачу разобраться в ситуации. Он желал создать визуальный ряд к заранее написанному тексту, в котором всё плохо, а властям плевать. Это неправда: властям не плевать. И меры, которые принимаются, неотличимы от карантинных. В РБ по рекомендациям властей закрыты многие общественные заведения, а больные и люди с подозрением на коронавирус – на самоизоляции.
Но стоит ли за такое высылать из страны? Вряд ли. Сюжет Кручинина ничего не добавил к тому, что нагнетают СМИ, и ничего от этого не убавил – средний «паника-сюжет». Но белорусские власти сочли это угрозой – Кручинин уехал.
Лично мне как журналисту абсолютно понятен люфт, в котором можно работать представителю СМИ в Республике Беларусь, а где красные флажки, за которые лучше не заходить. Потому что КГБ и МВД в РБ работают так же блестяще, как и Минздрав.
Кручинина, в отличие от Селина, которого провожали местные оппозиционеры, подарившие ему охапку роз, никто не провожал. Да и история его не вписывается в вышеприведённый перечень. Никакой политики – простой «психоз».
Эксперты – депутат Затулин, посол России Мезенцев, политолог Дмитрий Болкунец – придерживаются именно такого мнения. В Белоруссии есть правила поведения, их надо уважать. За красные флажки также лучше не заходить, если это, конечно, была не цель журналиста: показать, как его выдворяют, – сюжет в сюжете.
Тема коронавируса болезненно воспринимается в Белоруссии, и если ей начинают манипулировать, подводить под заведомо неприемлемый для официальной линии вывод, то возможны эксцессы. А сюжет Кручинина именно такой. Правда, он далеко не первый негативный про Беларусь. Были такие и раньше, будут и в дальнейшем. Почему сорвались на Кручинине? Скорее всего, прав посол России: сорвались. А тут ещё до президентских выборов в Белоруссии три месяца. Нервы у всех, знаете ли.