- «Итальянская забастовка» в исполнительной вертикали
- Нацплан восстановления экономики: тактика без прорывов
Похоже, власть сильно обиделась на супруга Аллы Пугачёвой, который спародировал отчёт мэра Собянина президенту: и сам видеоролик Галкина, и новости о нём недолго продержались в СМИ. Он с иронией подошёл к болезненной теме государственного управления, предложив зрителю посмеяться над родовыми травмами вертикали. Смех выходит грустным, поскольку методов лечения недуга, связанного с особенностями централизованного управления страной, ещё не изобретено.
Пандемия и кризис с особой остротой поставили вопрос о том, как выстроить управление Россией, чтобы жилось лучше, а проблемы решались быстро и эффективно.
Три десятка лет назад в программном труде «Как нам обустроить Россию» Солженицын призывал к инициативе снизу, переходу от планового хозяйства к частной собственности, пересмотру госрасходов, сокращению бюрократии, которая в своей массе мешает вопросам управления страной. Минули десятилетия, а повестка всё та же, но вместо Солженицына главным по проблеме госуправления стал председатель Счётной палаты Алексей Кудрин. Он много лет подряд твердит про реформу этой ключевой для власти и для страны сферы.
Алексей Кудрин призывал разбюрократить систему и делегировать ответственность губернаторам. Но пандемия показала, что в нынешних условиях такой подход несостоятелен. Всех надо «держать за руку» и контролировать.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
По Алексею Леонидовичу, для того, чтобы обеспечить в России экономический рост и процветание, требуется разбюрокрачивание системы, увеличение полномочий регионов и перенастройка моделей стратегического управления. Казалось бы, даже коронавирус прислушался к Кудрину, подвигнув федеральную власть делегировать ответственность за ситуацию в регионах губернаторам. Но мало кто распорядился новыми полномочиями так, чтобы дело пошло на лад без оглядки на Москву. Старая традиция даже в мелочах сверяться с центром сыграла с территориями и их руководителями злую шутку в особых условиях режима повышенной готовности. В итоге практически ни один из регионов не прошёл, как велел президент, между Сциллой и Харибдой, а апрельская инициатива по перераспределению властных полномочий возвращается теперь туда же, откуда пришла.
Ту же цель – заменить ручное управление надежным программным обеспечением – преследовала январская смена правительства.
На нового премьера с командой возлагались задачи по осуществлению структурных изменений в исполнительной власти. Без них, как показали нацпроекты, невозможно даже качественное исполнение бюджетных расходов, не то, что достижение роста доходов. В феврале Мишустин пообещал, что представит план улучшения управляемости к середине апреля и расскажет о нём в Госдуме. Но к намеченному сроку в РФ вовсю свирепствовала эпидемия. Она внесла коррективы в «мирные» планы и поставила новые задания – уже по подготовке антикризисных пакетов и проектов спасения экономики. Пока такой общенациональный проект вырисовывался в министерских кабинетах и мозговых центрах, подспудно пришлось решать локальную проблему по спасению медиков, оставшихся без положенных надбавок. В итоге тестовая задача выстроить эффективное управление в вопросе отправки и доставки до адресатов бюджетных денег была решена не сразу, с большим скрипом и вмешательством президента.
Пресловутые маски… Это изделие просклоняли за два месяца на все лады.Фото: Максим Слуцкий/ТАСС
Разрабалансировка системы наблюдается в самых разных вопросах: от ношения медицинских масок (на федеральном уровне решено, что такая защитная экипировка обязательна, но на местах возникают инициативы совсем противоположной направленности, и даже целый академик-вирусолог из вертикали здравоохранения заявляет, что маски с перчатками таят в себе опасность для здоровья) до куда более принципиальных политических вопросов. Федеральный центр ещё ничего не решил про присутствие зрителей на параде Победы 24 июня, известно, что вопрос об участии ветеранов обсуждается с ветеранскими организациями. Однако столичные власти поспешили выступить с категоричным заявлением: Парад пройдёт без москвичей и тем более без гостей столицы. Такие накладки с перехлестами полномочий не добавляют ясности в вопросе о том, как принимаются важные решения и обязательны ли они для исполнения.
Для управления системой в чрезвычайных условиях приходится задействовать экстренные рычаги, потому что обычные механизмы не срабатывают.
Показательным фактом стало недавнее распоряжение премьера Мишустина Федеральной службе охраны по осуществлению мониторинга реализации мер господдержки в регионах. Это означает, что бюрократическая вертикаль без особого силового надзора либо саботирует указания федерального центра, либо не в состоянии их выполнить. На этом фоне всё громче идут разговоры про необходимость внести изменения в модель федерализма, укрупнить и объединить территории, провести массовую ротацию губернаторского корпуса, заменив руководителей «мирного» времени на таких, кто способен работать в неблагоприятных условиях.
Ещё перед кризисом, 21 октября 2019 года, президент сам с большим беспокойством говорил о разбалансировке вертикали: «Нужно как-то скоординировать деятельность всех уровней власти… нужно, чтобы всё-таки хоть в чём-то была какая-то вертикаль, чтобы всё это эффективно функционировало». Уже тогда было понятно, что глава государства крайне недоволен существующими перекосами в механизме управления страной и вот-вот предложит решительные меры перелома опасной ситуации.
Распоряжения президента и результаты их реализации напоминают эффект сломанного телефона.Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Так и произошло: инициированные президентом поправки в Конституцию, касающиеся перенастройки её конструкции, нацелены на синхронизацию органов госвласти и местного самоуправления в единую систему публичной власти. Конечно, реформируемой модели вслед за такими поправками ещё предстоит пройти процесс балансировки путём ряда законодательных изменений и директив, но путь совершенствования управления глубинными территориями намечен.
Проблема в том, что ремонт в большом российском доме выпадает на период серьёзного шторма и турбулентности. Откладывать на потом назревшие изменения уже нельзя – в нынешнем виде система может и не осилить кризиса. Даже если общенациональный план восстановления экономики окажется хорошим и прагматичным, такой план попросту не будет исполнен либо исковеркается по мере реализации вниз по неустойчивой вертикали.
Но в радикальном капремонте отечественного управления сегодня есть риск того, что спешно возведённые строительные леса рухнут, а конструкция даст глубокие трещины. Поэтому обустройство вертикали как непременное условие будущих суверенных реформ будет ожидаемо происходить поэтапно, возможно, с отступлениями и ошибками, но в том, что страна и её власть выйдут из штормящей эпохи начала 20-х годов другими, можно не сомневаться.