Рабочая дата референдума по Конституции – 8 июля, но она может поменяться. Источник «Октагона» в Администрации президента говорит о влиянии на окончательное решение множества ситуативных факторов, прежде всего – эпидемиологической ситуации в регионах. Ситуация подвижная во многом из-за того, что разные регионы по-разному соблюдают требования режима самоизоляции, которые транслируют Правительство РФ и Роспотребнадзор.
Вспышки эпидемии в регионах негативно влияют на планирование даты и формы голосования за поправки. Оценка ситуации в субъектах разная: где-то вспышки имеют естественные причины, а где-то являются результатом управленческих ошибок.
Дата голосования по поправкам тесно связана с датой проведения парада Победы, который, по данным «Октагона» из источников в Министерстве обороны, президенту предложили провести 24 июня. Решение будет приниматься лично главой государства.
Парад Победы пройдёт точно накануне голосования по Конституции, источники оценивают лаг в одну-две недели между этими двумя событиями.
Эпидемиологическая ситуация является стресс-тестом для региональных властей, который рассматривается сквозь призму конституционной реформы. Ситуация с выплатами денег медикам и общее управление в регионах показывают ряд критических моментов, на которые обратил внимание, в частности, телеграм-канал «Незыгарь»:
«В апреле мы стали свидетелями массированной кампании делегитимации самой Конституции. Мы помним всю эту истерику: “Зачем нам Конституция, когда надо людей спасать?”. Губернаторы и чиновники своими решениями отменяли конституционные принципы; многие решения были расширительного толкования; ограничения прав граждан и бизнеса не основывались на требованиях Конституции и даже вступали в противоречие с ней. Однако все постарались закрыть глаза. Пропуска, QR-коды не вписываются в конституционную модель и возможны были только в статусе введения режима ЧС. Регионы вводили расширительные нормы в административные кодексы».
«Иными словами, элиты продемонстрировали пренебрежение и неуважение к Конституции; основной закон государства не стал в кризисной ситуации гарантом соблюдения прав граждан».
Незыгарь
В такой ситуации граждане начинают апеллировать не к российской системе власти и правосудия, а к внешним арбитрам. В частности, как стало известно «Октагону», резкая реакция президента на срыв выплат медикам была вызвана докладом по линии Совета безопасности РФ о том, что медики начали обращаться за помощью в ООН, ЕС и даже «лично к Трампу», что говорит о скачке уровня недоверия к ветвям власти.
Источники также говорят о том, что ответственность за «высчитывания минут и часов», за которые президент раскритиковал глав регионов, из-за чего медики получали по 100 и 200 рублей за недели работы, лежит на Минздраве и его внутренней инструкции, которая пошла в регионы по линии распоряжений правительства. После нагоняя президента министр Михаил Мурашко всю ночь готовил новую инструкцию и на следующий день, в выходной (в субботу, 16 мая), лично обзванивал глав регионов и разъяснял новую формулу выплат.
После жёсткой критики президентом глав регионов за невыплаты медицинским работникам министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко пришлось лично переписывать инструкцию и разъяснять её главам регионов.Фото: пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС
Многими экспертами тема «обнуления» всеми ветвями власти базовых принципов и статей Конституции в период эпидемии рассматривается как критически важная. Однако куда более важной представляется оценка действий властей населением. А она в ряде случаев носит весьма негативный характер.
Статистика, которая регулярно уточняется и служит ещё одним важным критерием, сложная по стране. Но именно она – ключевой барометр для выбора даты голосования: чем дальше откладываются сроки референдума, тем сложнее может быть его исход – на мнение людей о поправках к Конституции накладывается их общее состояние и оценка изменившейся жизни.
Прогнозы по экономике неутешительные: к августу мелкий и средний бизнес может пережить фазу закрытия, ИП и самозанятые уже начали массовые банкротства.
Тенденция грозит ростом безработицы и общим социальным напряжением. Опорой власти, по сути, остаются бюджетники, включая чиновников, армию и спецслужбы.
В частности, в Санкт-Петербурге на днях по заказу АП силами близкой к губернатору Александру Белову группы экспертов был проведён социологический опрос (по методу фокус-группы), по итогам которого определён ряд рисковых для текущей ситуации факторов:
а) общий настрой против власти плохой, но отношение к президенту сохраняется стабильно хорошим в силу его безальтернативности, других вариантов (политиков или партий) опрошенные не видят, не доверяют или боятся, что альтернативные кандидаты приведут ситуацию к ухудшению;
б) к лидерам либеральной оппозиции, которые торпедируют голосование по поправкам (например, к Вишневскому в Санкт-Петербурге или Навальному) отношение неважное, альтернативой руководству страны опрошенные их не рассматривают и их призывы не воспринимают. Навальный своей идеей «вертолётных денег» перевёл либеральную оппозицию из плоскости политической борьбы в плоскость просителей у власти, с которой он борется.
Кроме того, смена общей социальной ситуации может привести и к смене агитационной модели за голосование: те ролики за Конституцию, которые продолжают крутить по ТВ, уже не действуют.