Обсуждению последних спорных украинских инициатив был посвящён визит замглавы Администрации президента РФ Дмитрия Козака в Берлин, где он встречался с личным помощником канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Накануне визита Козака Киев заявил о плане Б. Возможно, его конечная цель – оставить Россию в дипломатической изоляции.
«Эти консультации дадут дополнительный импульс для интенсификации переговоров», – подвёл итог визита Козак, оставив за скобками интригующие подробности.
Судя по всему, солидарная с российской дипломатическая позиция европейских стран рассматривается Москвой как «первая линия обороны» для Минских соглашений. Это прекрасно понимают в Киеве, по крайней мере, люди, связанные с бывшим президентом Порошенко. Бывший министр иностранных дел Украины Климкин выразил недовольство тем, что Козак летал в Берлин на очные переговоры, а не общался по телефону, который могли прослушать американцы.
Накануне визита Козака Киев сделал ряд заявлений, которые подтверждают явное намерение Украины перейти к некому плану Б. О существовании плана с таким же названием говорил в середине прошлого года и сам президент Зеленский, заявляя, что этот сценарий будет задействован Киевом в случае провала мирных переговоров.
Визит Дмитрия Козака в Берлин и его встреча с Ангелой Меркель были посвящены теме мирного урегулирования конфликта с участием ДНР и ЛНР.Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Насколько далеко от мирного процесса лежит этот гипотетический план Б и не является ли он в действительности планом военной операции против Донбасса? Или это только риторика властей в Киеве для укрепления переговорных позиций с замглавы Администрации президента РФ Дмитрием Козаком, который отвечает за украинское направление?
На пути к силовому развитию ситуации лежат мёртвым грузом для Киева те самые пресловутые Минские соглашения, в которых задействованы такие крупные игроки, как Германия и Франция, чьё мнение игнорировать нельзя. Поэтому развал «Минска-2» является критическим моментом для украинской стороны.
Планом Б, судя по всему, являются инсценирование «кукольного театра» с марионеточными переговорщиками и исключение из переговоров ДНР и ЛНР с конечной целью оставить Россию в дипломатической изоляции.
Киев категорически не хочет вести переговоры с ЛНР и ДНР, априори не только не признавая эти стороны, а и вовсе напрямую демонстративно игнорируя. Украинская сторона попытается заменить последних на ручных квазипереговорщиков. Одним из инструментов развала «Минска-2» могут стать некие группы переселенцев и беженцев из Донбасса. В задачу этих групп переселенцев, скорее всего, будет входить выдвижение заведомо невыполнимых требований к России и, возможно, к ДНР и ЛНР. Такая стратегия, по мнению Киева, должна рано или поздно завести переговоры в тупик, после чего Россию можно обвинить в срыве переговоров и повесить на Москву всю ответственность за будущую реализацию Украиной плана Б.
На прошлой неделе глава офиса украинского президента Андрей Ермак сообщил, что главой украинской делегации в рабочей группе будет назначен министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников, который должен заменить достаточно компромиссную фигуру экс-президента Украины Леонида Кучмы. Кроме того, Ермак заявил, что Киев будет обсуждать внесение изменений в законы Украины лишь с «представителями гражданского общества» Донбасса, у которых есть только украинское гражданство и которые не воевали против ВСУ. Предложив этот план, Ермак обзвонил всех европейских шерпов по переговорам в рамках «нормандской чётверки», попытавшись заручиться поддержкой.
Затем Ермак заявил, что украинские власти хотели бы добиться мира в Донбассе и «возвращения оккупированных территорий» до конца этого года (такие заявления Киев делает, держа в голове неминуемый силовой вариант).
После визита Козака в Берлин в лагере президента Украины Владимира Зеленского наступило некоторое замешательство. В Киеве осознают всю авантюрность декларируемого плана Б.
Декларировать «возвращение территорий» в ситуации провала мирного процесса можно только в случае опоры на военную силу. Но любая агрессия Украины становится возможной только в том случае, если военные или дипломатические ответы России полностью парализованы через задействование блокирующих международных механизмов. В противном же случае даже на конечном, уже чисто военном этапе плана Б Украина может просто получить гораздо худшую реинкарнацию Южного, Иловайского и Дебальцевского котлов, причём ровно в тех же местах. Возможные третьи Минские соглашения придётся подписывать в ещё более тяжёлой для Киева военной, внутренней и международной обстановке.
Таким образом, в ближайшее время ключевым фактором в переговорах станет участие представителей ДНР и ЛНР в мирном процессе. Судя по всему, Дмитрий Козак убедил европейских коллег в неотвратимости этого участия – ровно по букве и духу Минских соглашений.