Политические партии с ощутимым опозданием открывают сезон, который задержался из-за режима самоизоляции. Если выборы не перенесут на следующий год, то в конце 2020 года будут избраны 18 глав регионов. Неслучайно в последней декаде мая действующие врио и их соперники начали заявлять о своей готовности идти на выборы.
О своём желании баллотироваться на новый срок заявил глава Республики Татарстан Рустам Минниханов. Его уже успел поддержать президент России Владимир Путин. Также о своём выдвижении заявил врио Иркутской области Игорь Кобзев, который в декабре 2019 года сменил в кресле главы Приангарья коммуниста Сергея Левченко. О своих планах вернуться в кресло губернатора Иркутской области рассказал «Октагону» и его предшественник – Сергей Левченко.
В 2015 году Левченко стал первым кандидатом от парламентской оппозиции, который после возвращения прямых выборов губернатора сумел одолеть во втором туре «Единую Россию». По данным «Октагона», последние несколько дней бывший губернатор Приангарья провёл на встречах с партийным руководством. Сергей Левченко в разговоре подтвердил, что в решении идти на выборы его поддержало большинство членов президиума ЦК КПРФ.
«На пленум мы этот вопрос не выносили и, возможно, не будем, чтобы всем пленумом принимать решения. Но практически каждый член президиума выразил мне поддержку и пообещал личную помощь».
Сергей Левченко
бывший губернатор Иркутской области
Выдвижение Левченко на выборы автоматически превращает Приангарье в один из самых ярких регионов на карте предстоящих выборов. Кресло главы Иркутской области Левченко, как утверждают источники «Октагона», покинул, повинуясь партийной дисциплине. В Администрации президента Геннадию Зюганову предложили некие преференции, если в КПРФ уговорят Левченко уйти по собственному желанию в отставку. Впрочем, он сам сразу же после отставки заявлял о своём желании идти на выборы.
Собеседник «Октагона», знакомый с ситуацией в регионе, рассказывает, что перспективы кампании в Иркутской области у Кобзева оцениваются негативно. За несколько месяцев действующий врио уже успел войти в конфликт с местными элитами, Администрацией президента и собственным штабом.
– Поэтому в области Кобзева рассматривают как временщика, и многие не против возвращения Левченко, – говорит собеседник «Октагона».
В случае с Левченко руководству КПРФ предстоит решить достаточно сложную бюрократическую головоломку. С одной стороны, неизвестно, настолько ли раздражает действующий врио Иркутской области Старую площадь, чтобы там благосклонно восприняли возвращение «красного губернатора», которого ещё год назад активно выдавливали из кабинета при помощи политтехнологий и медиаскандалов. С другой – чтобы очередной раз запретить Левченко идти на выборы в Иркутской области, руководству КПРФ придётся каким-то образом подчеркнуть высокий статус и роль бывшего губернатора в партии. Проще говоря, наградить за верность.
Не факт, что сопартийцы захотят получить ещё одну усиленную фигуру в партии на фоне сообщений о том, что в Администрации президента к 2021 году и выборам в Госдуму собираются подыскать преемников лидерам трёх основных парламентских партий.
Ещё один вариант «трудоустройства» бывшего губернатора предлагают в телеграм-каналах Иркутской области. Там обсуждается вброс, что Левченко может заменить коммуниста Вячеслава Мархаева на посту сенатора от региона.
– Полагаю, выдвижение Левченко под большим вопросом. Ему важно сохранить лицо перед группой поддержки и перед самим собой, но не для того Кобзева отправляли в Иркутскую область, чтобы потом он снова конкурировал с Левченко и коммунисты получили шанс на реванш. Это же просто несерьёзно. Рейтинги у Кобзева могут быть какие угодно, в сентябре он получит убедительный результат на «референдумных» выборах. Решение КПРФ принимает не в Иркутске, а в Москве. Думаю, она примет решение его не выдвигать. Шанс на его участие – один из ста, – сомневается политолог Константин Калачёв.
Нельзя сказать, что в КПРФ не предпринимают попыток добавить Левченко веса как партийному функционеру. Основой новой экономической программы партии станет работа государственного комитета по планированию развития Приангарья (в КПРФ его называли госпланом Иркутской области).
– Плановость, само собой, предполагает, что это социалистический метод, но полностью копировать сейчас те методы невозможно. Задачи и цели должно ставить государство, отрасли должны исполнять. Это суть Конституции, где единственным источником власти является народ, соответственно, он и должен контролировать бизнес, а не наоборот. Мы наметили цели и задачи на пятилетку в регионе, распределили их по территориям и по годам, – описывает Левченко в разговоре с «Октагоном» свой опыт губернаторства.
2017 год. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко (справа) на VI Международном этнокультурном фестивале «Ердынские игры».Фото: Владимир Байкальский/ТАСС
По его словам, такая политика позволила в два раза увеличить бюджет области, в шесть раз увеличить количество построенных и отремонтированных социальных объектов, увеличить в два раза объёмы инвестиций, получить высокие оценки международных рейтинговых агентств.
Право представить свою программу в качестве общепартийного документа считается в КПРФ довольно почётным. Однако вряд ли для того, чтобы избежать серьёзного внутрипартийного конфликта, этого будет достаточно.
Впрочем, вполне возможно, что этот узел разрубят в Администрации президента и действительно дадут Левченко возможность поучаствовать в выборах в Иркутской области. В конце концов, при Вячеславе Володине в АП часто поддерживали двоих кандидатов одновременно: например, в Новосибирской области коммунист Анатолий Локоть при поддержке полпредства СФО одолел на выборах мэра города единоросса Владимира Знаткова. Да и Евгений Ройзман избрался в Екатеринбурге явно не вопреки воле Администрации президента, впрочем, тогда были другие времена.