- Народ и власть по-разному видят экономические итоги 2023 года
- Продукты резко дорожают из-за внешних факторов и жадности торговых сетей
- Что пропало раньше: курица или яйцо
Резкое подорожание топлива, куриного мяса и яиц может стать не последним ценовым кризисом, готовым обрушиться на головы российских потребителей. В наступающем году с проблемами столкнётся ряд других отраслей, многие из которых сегодня процветают за счёт выгодного экспорта. Покупателей ждут новые неприятные сюрпризы. Власть реагирует на происходящее на рынке с опозданием, а её попытки разрешать кризисы в ручном режиме часто рождают новые.
В течение последних недель производители продовольственных товаров выступили с предупреждениями о предстоящем повышении себестоимости их продукции, за которым может последовать увеличение розничных цен в магазинах.
Наиболее неприятным стало заявление представителей Российского зернового союза о подъёме себестоимости производства зерна в 2024 году минимум на 30 процентов. По словам президента союза Аркадия Злочевского, во многих регионах она составит 13 тыс. рублей за тонну против 10 тыс. рублей в уходящем году. Он подчеркнул, что основными причинами роста станут скачок цен на топливо и «не очень разумная политика по управлению ценами».
«На фоне очень позитивных результатов деятельности аграриев [у них] очень плохая экономическая ситуация. В кармане крестьян – не сахар», – сказал Злочевский на прошедшей в Москве пресс-конференции.
На пороге кризиса стоят производители говядины. В конце ноября генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк анонсировал подорожание этого вида мяса к новогодним праздникам минимум на 7–10 процентов. Он добавил, что Россия остаётся критически зависимой от импортных поставок говядины. Отечественные производители занимают лишь 18 процентов рынка. «Парламентская газета» также цитирует высказывание главы союза о сокращении поголовья крупного рогатого скота и «стремительно вымирающих» малых и средних предприятиях.
Это не первое мрачное предупреждение руководителя союза. Ещё в мае 2022 года в ходе конференции Animal Farming Russia он сообщил: «В ближайшее время сокращение [производства] говядины будет иметь твёрдую тенденцию, сокращение качественной говядины связано с тем, что её вывозят на экспорт».
Не прибавляет энтузиазма недавнее заявление представителей Национального союза производителей молока о повышении себестоимости производства сырого молока к концу этого года на 15 процентов. Заместитель генерального директора союза Мария Жебит уточнила, что наблюдавшееся в последнее время снижение цен на молочную продукцию остановилось. В сентябре стоимость молока впервые пошла вверх.
О предстоящем росте цен на 10 процентов из-за уменьшения объёма импорта и снижения вылова сообщили переработчики сельди. Представители Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России в разговоре с «Известиями» объявили о грядущей нехватке свинины в стране и увеличении её стоимости как минимум на 10–20 процентов. Похожие прогнозы дают производители масла, майонеза и некоторых других продуктов.
Многие из перечисленных видов продовольствия входят с список социально значимых. Следовательно, государство будет обязано принять меры по поддержке производителей и регулированию цен. Но опыт 2023 года показал, что власть начинает реагировать на ценовые кризисы с большим опозданием, а практика решения экономических вопросов в ручном режиме даёт сбои и часто приводит к появлению новых проблем.
Топливный кризис ещё не закончился
Кризис, вызванный стремительным подорожанием топлива, разразился на рынке в сентябре. Росстат отчитался о подъёме цен на него почти на 10 процентов. В более чем 10 регионах образовался дефицит бензина и дизеля. На отдельных заправках топливо вообще пропало.
Предпосылки для кризиса возникли ещё весной, когда Правительство РФ начало предпринимать шаги по оптимизации бюджетных расходов. Эту задачу необходимо было решить любой ценой, невзирая на сопутствующие издержки.
В апреле глава Минфина Антон Силуанов анонсировал снижение размера демпферных выплат нефтяным компаниям в два раза с июля 2023 года по июль 2024 года. В результате корректировки бюджет должен был сэкономить до 30 млрд рублей в месяц. На фоне резкого роста курса доллара, приближавшегося высокого сезона, непродуманного графика ремонта нефтеперерабатывающих заводов (который, по всей видимости, составлялся в ручном режиме) и риска введения других ужесточающих мер производители восприняли этот сигнал однозначно и начали наращивать объём экспорта горюче-смазочных материалов.
В итоге демпфирующая надбавка была урезана в два раза не в июле, а в сентябре. Федеральная антимонопольная служба организовала многочисленные проверки производителей, которые общественники назвали формальными. Принятый полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива просуществовал две недели: 21 сентября он был введён, 6 октября – частично снят в отношении дизельного топлива.
Правительство нашло кардинальное решение проблемы топливного кризиса
С опозданием на неделю российское Правительство объявило о своём решении ограничить экспорт бензина и дизельного топлива в попытке насытить внутренний рынок и усмирить растущие цены. Ранее Минэнерго обещало решить этот вопрос до середины месяца. Детонатором стала, вероятно, впервые высказанная президентом РФ Владимиром Путиным претензия в адрес кабмина. Решение пришлось принимать срочно. Нефтяники угрожают дефицитом топлива на внутреннем рынке, если запрет продлится долго.
Перейти к материалуКак следствие, средние цены на бензин снизились крайне незначительно и замерли вблизи максимальных отметок. Например, в Москве, по данным Росстата, стоимость АИ-95 на заправках упала с 25 сентября по 11 декабря лишь на 68 копеек, дизельное топливо – всего на 5 копеек. Эксперты предупреждают, что сложившееся новое равновесие может оказаться временным. Триггером для очередного кризиса могут стать проблемы нефтеперерабатывающих заводов, на которых будут накапливаться нераспроданные бензин и дизель. Через некоторое время предприятия встанут перед выбором: реструктурировать производство либо остановить его совсем.
«Куриный» кризис можно было предотвратить
По похожему сценарию развивался и кризис на рыке птицеводческой продукции. До недавнего времени этот рынок рос опережающими темпами. Развитию отрасли не помешало даже усиление санкционного режима со стороны западных стран, о чём с гордостью говорили пропагандистские ресурсы. Весной Правительство РФ рапортовало об увеличении по итогам 2022 года экспорта яиц на 12,6 процента, куриного мяса – на 50 процентов. За последние 10 лет эти показатели повысились практически в два раза. Весной этого года стало понятно, что куриному изобилию приходит конец.
В апреле Росптицесоюз, в который входят 250 главных российских предприятий по производству птицы, выступил с тревожным прогнозом о скором приближении дефицита куриного мяса. В качестве его причины была названа нехватка оборудования. 80 процентов используемой на птицефабриках техники изготовлено за рубежом. Запасные части к ней дорожают с каждым днём и становятся всё менее доступными, а использование неоригинальных запчастей чревато падением мощностей. За границей также приобретается около 70 процентов витаминов и аминокислот для спецкормов.
Летом десятки птицефабрик тоже предупредили о возможных сбоях в поставке продукции из‑за нехватки работников. Дефицит кадров образовался на фоне оттока мигрантов.
Однако своевременной реакции со стороны власти не последовало. Заявки на выделение дополнительных субсидий получавшим в течение последних лет рекордные экспортные прибыли птицеводческим предприятиям были отложены в долгий ящик. Вопрос нехватки трудовых ресурсов не только не решался, но и усугублялся многочисленными решениями регионов о запрете на трудоустройство мигрантов в ряде отраслей экономики.
Вместо этого лишь в конце октября Минсельхоз предложил временно запретить вывоз куриных яиц и мяса птицы из России. Одновременно с этим объявлено о расширении импорта такой продукции. Более системных шагов пока не просматривается. Как и реакции на предупреждения со стороны производителей других продуктов.