В России усиливается контроль и ответственность в оборонной промышленности. Вслед за законами, ужесточающими наказание за нарушения в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), власти готовятся принять новый документ. Он даст возможность контролировать исполнение ГОЗ на всех этапах производства. По мнению экспертов, во многом это является возвращением к советской модели и свидетельствует о накопившихся проблемах в оборонно-промышленном комплексе.
С началом спецоперации весной прошлого года в России в десятки раз увеличились объёмы производства и госзаказа в оборонной промышленности. Во многих регионах показатели достигли рекордных значений. В Удмуртии, изготавливающей 95 процентов российского стрелкового оружия, по итогам 2022 года объём производства военной продукции вырос на 43 процента. В Пермском крае объёмы гособоронзаказа выросли на 70 процентов.
В 2023 году гособоронзаказ, как заявлял глава Минобороны России Сергей Шойгу, увеличится в полтора раза. Это позволит на 97 процентов обеспечить российские войска техникой и вооружением. В то же время реальная способность обеспечения ВС РФ периодически вызывает у экспертов вопросы. На существование проблем указывает ряд действий и заявлений властей.
В сентябре прошлого года президент РФ Владимир Путин потребовал нарастить объёмы производства на предприятиях ОПК и «сократить сроки производства», оптимизировав технологические циклы. Спустя месяц премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании координационного совета по обеспечению потребностей ВС РФ подчеркнул необходимость «создать жёсткую систему контроля» в ОПК.
«Должны быть составлены подробные планы-графики под каждую номенклатуру и каждое предприятие-изготовителя, при необходимости подготовлены предложения по уточнению государственного оборонного заказа и профильных документов, включая те, которые координируют поставки сырья и необходимых комплектующих».
Михаил Мишустин
премьер-министр РФ
К этому времени уже были приняты поправки к Уголовному кодексу РФ и статье 151 Уголовно-процессуального кодекса, ужесточившие наказание за нарушения в сфере гособоронзаказа. В случае срыва госзадания, обошедшегося бюджету в 5 процентов от стоимости контракта, виновный может лишиться свободы на срок от 5 до 10 лет. За отказ или уклонение от заключения госконтракта, необходимого для исполнения ГОЗ, грозят от 4 до 8 лет колонии и штраф в размере до 1 млн рублей. Самые строгие варианты наказания касаются тех, кто уже нарушил соответствующие статьи КоАП.
Тенденция к ужесточению правил в сфере ГОЗ сохраняется. В середине февраля Правительство направило на экспертизу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном оборонном заказе”». Эксперты уже окрестили его «возвратом к советскому опыту». Когда он будет принят, все этапы исполнения ГОЗ попадут под государственный контроль.
Советский контроль
Нововведения дают госзаказчику право получать информацию о состоянии производственных мощностей, оборудования, технологических процессах, финансовых и трудовых ресурсах, обеспечивающих поставки продукции по ГОЗ. До настоящего времени возможность или право на это так же, как и на проверку предоставляемой информации, предусмотрена законом не была, что, соответственно, не позволяло госзаказчику «в полной мере осуществлять контроль».
– Эти предложения представляются разумными. Тем, кто принимает решения в сфере гособоронзаказа, нужна полная, достоверная и объективная информация о том, кто этот гособоронзаказ будет выполнять, чтобы не было сбоев, срывов, нехватки персонала, утечек информации налево, в том числе и враждебным РФ странам, – прокомментировал «Октагону» политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик.
В то же время законопроект вводит возможность получать «любую информацию на всех стадиях поставки продукции, в том числе на стадии исполнения госконтрактов», говорится в пояснительной записке к документу. По сути, речь может идти о введении дополнительной, внешней линии контроля на производствах по аналогии с той, что была в Советском Союзе, считают эксперты.
1942 год. Военные приёмщики принимают сверхплановый танк от рабочих одного из уральских заводов.Фото: Пётр Оцуп/ТАСС
– В гражданском секторе налоговая уже давно подобным образом регулирует систему: если проходит сомнительная сделка, вокруг неё сразу разворачивается проверка. Но в оборонном секторе условная налоговая этим заниматься не может, так как фигурируют статьи госзаказа, к которым нет открытого доступа. Поэтому могут появиться отделы, как в СССР, когда на предприятиях дополнительные проверки проводили сотрудники КГБ. Воровство в ОПК всегда было колоссальным, но сейчас не те времена, чтобы воровать, поэтому и нужен тотальный контроль, – пояснил один из собеседников издания.
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, изменения федерального закона о ГОЗ направлены на воспрепятствование появлению проблем на заводах, функционирующих на нужды национальной безопасности России: они позволят улучшить контроль за выполнением оборонного заказа и не допустить в нём серьёзных сбоев.
– В СССР наличие сквозного контроля по всем технологическим и производственным процессам позволяло получить ясную картину и выявить узкие места, – отметил аналитик.
«Сейчас усиление контроля за выполнением государственного заказа, с одной стороны, могло потребоваться для мониторинга ситуации на оборонных предприятиях, с другой – для недопущения проблем и преодоления трудностей, которые могут быть связаны, в частности, со снабжением чёрными и цветными металлами: хватает желающих хорошо заработать на их отгрузках для нужд защиты России».
Леонид Хазанов
промышленный эксперт
Помимо контроля производства в целом, изменения федерального закона необходимы для регулирования и отслеживания финансовых процессов при исполнении госзаказа. Документ устанавливает обязанность головных исполнителей и подрядчиков «вести учёт трудоёмкости производства как одного из основных показателей себестоимости».
– Сейчас у всех производителей неизбежно вырастает себестоимость – из-за роста затрат на электроэнергию, подорожания логистики, скрытой инфляции, зависимости от экспорта. Новую себестоимость нужно контролировать, и сейчас позиция государства такова, что у госкорпораций доходов быть не может, потому что затраты бюджета выросли и продолжат расти. Сейчас все будут работать условно в ноль – без сверхдоходов и дивидендов, – подчеркнул один из экспертов.
Нововведения в законе дают право госзаказчику в полной мере осуществлять контроль за исполнением гособоронзаказа.Фото: ТАСС
В целом, считает военный эксперт Василий Дандыкин, изменения закона о гособоронзаказе логично вытекают из того, что экономика в стране продолжает быть рыночной, не становясь в полной мере мобилизационной, как во времена Великой Отечественной войны.
– Всё больше к решению военных задач привлекают мелкий и средний бизнес. Раньше давили крупные компании, теперь и у других есть возможность реализоваться, и это хорошо. Но при этом раньше могли появляться в этой сфере сомнительные структуры, которые не знают даже, как снаряд выглядит. Теперь этого не будет, – добавил Василий Дандыкин.
После прохождения независимой экспертизы законопроект будет внесён в Госдуму. Примерный срок подготовки соответствующих нормативных документов после его принятия составит 180 дней, говорится в пояснительной записке.