Промышленное производство за первые 10 месяцев 2022 года вышло на показатели прошлого года. По данным Росстата, индекс промпроизводства по сравнению с январём – октябрём 2021-го вырос всего на 0,1 процента. Это можно расценивать как позитивный результат, ведь ни беспрецедентные санкции Запада, ни логистическая война, ни запреты на расчёты и отключение от межбанковской системы не разрушили отечественную экономику.
Растущий гособоронзаказ обеспечил импортозамещение
В этом году на инвестиции в промышленность повлияли резкое повышение Центробанком ключевой ставки с 9,5 процента в феврале до 20 процентов в марте, а затем её стабилизация на уровне 7,5 процента с 19 сентября. Тем не менее, по данным главного статистического ведомства страны, вложения в основной капитал в январе – сентябре составили 16,4 трлн рублей, что на 5,9 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Отечественные предприятия приобретали активы зарубежных компаний, решивших покинуть рынок или сократить присутствие в России. Однако ушли популярные среди потребителей бренды, и для их замещения, организации поставок по параллельному импорту или поиска аналогов в дружественных странах требуется немало времени. Особенно это касается автомобилей, техники и электроники, а также бытовой химии и косметики.
2022 год наглядно показал, что в России производится недостаточно продукции и оборудования в самых чувствительных секторах экономики, а многие комплектующие заводы просто не выпускали, будучи зависимыми от внешнего рынка. Сложившуюся ситуацию придётся исправлять в 2023-м.
Спрос в условиях спецоперации совсем другой. Шанс на рост производства связан с вооружением, десятки комплектующих для которого завязаны друг на друга.
«Факторы роста в новых условиях – это растущий гособоронзаказ, импортозамещение и приток денег, которые раньше выводились за границу, а теперь в связи с ограничениями со стороны Запада вынужденно вкладываются внутри страны. Но эти факторы только частично могут компенсировать негатив».
Вадим Топоров
старший менеджер компании «НЭО Центр»
Проблем много. Вместо полётов на МС-21 Россия готовится выкупить за счёт бюджета парк иностранных лизинговых самолётов, поскольку Airbus, Boieng и Embraer вместе с лизингодателями отказались сотрудничать по всем направлениям с авиаперевозчиками из РФ. По оценкам аналитиков, на выкуп уйдёт около 10 млрд долларов. Серийный выпуск отечественного среднемагистрального пассажирского самолёта должен был начаться в далёком 2016 году. Однако сроки сдвинули на 2017 год, потом – на 2019-й и затем – на 2021-й. Последний прогноз в отношении МС-21 сделан на 2024 год. Аналогичная ситуация сложилась с двигателем ПД-14.
Производители МС-21 подобрали «ключ к независимости», но с другими комплектующими возникли проблемы
Уже через месяц в России должен быть сертифицирован первый отечественный аналог пассажирских Boeing и Airbus с двигателем и крылом российского производства. Это одна из главных вех в создании МС-21, которая длилась почти 15 лет. Однако полностью уйти от импорта комплектующих для самолёта до сих пор не удалось: введение масштабных санкций стало ударом, оправиться от которого почти невозможно, считают эксперты.
Перейти к материалуСогласно сведениям Росстата, выпуск легковых автомобилей в январе – октябре составил 34,3 процента по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года, грузовиков – 77,2 процента. Как полагают специалисты, отечественный авторынок в 2022 году сократится на 60 процентов – до 665 тыс. автомобилей. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» указывали, что с точки зрения количества национальных брендов он уже на 78 процентов китайский. Сегодня треть машин на российских дорогах доставлены из КНР, а в следующем году их доля может вырасти до 50 процентов, заявляют в компании «Газпромбанк Автолизинг». Этому способствует в том числе подорожание на 50–60 процентов запчастей для отдельных ушедших или приостановивших работу в РФ иномарок.
По данным Росстата, в России за отчётный период на 35 процентов выросли поставки тракторов для сельского хозяйства, что явно свидетельствует о спросе со стороны предприятий агропромышленного комплекса и одновременно с этим служит примером замены ушедших иностранных брендов сельхозтехники на отечественные аналоги. В чём-то похожая ситуация наблюдается в сфере судоремонта, у представителей которой появляется шанс проявить себя в условиях отказа зарубежных верфей от обслуживания российских судов. Ранее «Октагон» рассказывал, что местные судостроители занимаются «интеллектуальным рейдерством», разочаровавшись в трансферте технологий со стороны западного инжиниринга.
Упали меньше, чем могли
Проекты по импортозамещению и внутреннему производству будут стимулировать внутренний спрос как минимум в металлургии, машиностроении и многих других отраслях. Часто бизнес сам проявляет инициативу. В декабре отечественный производитель вычислительной техники ICL хотел «пересадить» россиян на свои ноутбуки, требуя от Минцифры и Минпромторга запретить параллельный импорт, убрав с рынка конкурентов: Dell, HP, HPE, Acer, MSI, Inspur, Asus, Lenovo и Fujitsu. Но ведомства идею не поддержали. Зато чиновники благосклонно отнеслось к новому российскому банкомату «Один», созданному на базе корейского аналога, и автомобилю «Москвич 3» – копии китайского кроссовера Sehol X4, собранной с использованием комплектующих из Поднебесной.
Сборка автомобиля на заводе «Москвич».Фото: YURI KOCHETKOV/EPA/TASS
Экономист, профессор Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Александр Золотов предлагает «порадоваться, что спада промышленного производства не случилось:
– Если мы берём промышленность по отдельным отраслям, то видим даже прирост. Естественно, там, где мы и ожидали, всё, что связано с электронным оборудованием, хочешь не хочешь, а нужно замещать. Здесь прирост значительный. А это уже большая перспектива. Увеличился выпуск оборудования, не говоря уже о вооружении. А ряд отраслей химической промышленности, деревообработки ушли в большой минус. Поэтому итог года такой: упали, меньше, чем могли. А некоторые даже подросли.
По мнению собеседника, у многих специалистов из разных отраслей экономики появилась возможность показать себя.
– На первый план выходят люди, которые всегда были на вторых ролях. Теперь, когда их коллеги уехали из страны, им поручают новые задачи, и это вдохновляет. Я знаю таких в сфере IT. Например, в нашем вузе исследователи долгое время безрезультатно предлагали промышленности свои решения, а сейчас они стали востребованы. Появился запрос от производства на научные разработки. Теперь нужно выполнять гособоронзаказ, новые технические решения. Всё будет зависеть от того, каким будет государственный курс, – подчёркивает экономист.
Минобороны ищет инновации для СВО в вузах
С начала специальной военной операции в Донбассе Министерство обороны России стало активно искать перспективные изобретения, которые могут пригодиться в ходе боевых действий. Ведомство изучает разработки подразделений военных предприятий и даже вузов. Министерство проявляет интерес к патентам, связанным с техникой: ракетами, танками, средствами разведки и радиоэлектронной борьбы.
Перейти к материалуВадим Топоров отмечает, что общий для промышленников тренд связан с переключением внимания менеджмента с долгосрочных планов на прагматические задачи краткосрочного и среднесрочного горизонта, связанные с трансформацией экономики и выживанием в новых условиях. Вопросы ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление), развитие индустрии 4.0 и прочие глобальные тренды хотя и остаются актуальными, сейчас находятся не в приоритете.
– Проблемы, с которыми в той или иной мере столкнулось большинство промышленников, связаны с дефицитом квалифицированного рабочего персонала. Он возник до 24 февраля, но сейчас есть ощущение, что нехватка становится более острой. Компании готовы больше инвестировать в повышение производительности и улучшение условий труда, чтобы выполнить план оставшимися сотрудниками и сохранить персонал. Второе – вынужденное замещение оборудования аналогами из дружественных стран и российского производства. Зачастую они имеют более низкие технические характеристики, поэтому многие компании готовы переплачивать, чтобы использовать западную технику, поставки которой ограничены. В-третьих, изменился ассортимент в пользу товаров более низкого уровня переработки и более простых с точки зрения технологии производства. Это связано как с потерей рынков сбыта, так и с ограничениями доступа к технологиям и импортным компонентам, – поясняет собеседник.
Также Топоров указывает на переориентацию экспорта с европейского направления на рынки дружественных стран и частично внутренний. По словам эксперта, в целом этот процесс идёт более успешно, чем прогнозировалось в начале года, но потери в прибыльности из-за высокой стоимости логистики, конкуренции на целевых рынках и твёрдого рубля будут серьёзными. Не стоит забывать и об IT-рисках в связи с угрозой хакерских атак и с отзывом лицензий иностранного программного обеспечения.