Проект по созданию в России стратегического «нержавеющего кластера» таит в себе ряд тайн и загадок. Одна из них касается фигуры бывшего главы Челябинской области Бориса Дубровского. Находясь на посту, он тесно взаимодействовал с командой, пытавшейся поставить крест на планах по расширению выпуска оборонных спецсталей. Спустя шесть лет, уже после отставки и эмиграции Дубровского, его подруга возглавила связанный с этой командой швейцарский фонд.
До последнего времени Челябинской области катастрофически не везло с губернаторами. Наиболее скандальные страницы в истории региона связаны с Михаилом Юревичем, который ушёл в отставку в январе 2014 года и со временем стал фигурантом уголовных дел. В начале этого года его семья лишилась крупнейшего бизнес-актива – холдинга «Макфа».
Юревича на посту главы региона сменил бывший гендиректор Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Борис Дубровский. Через некоторое временя он пошёл по стопам своего предшественника. В марте 2019 года экс-металлург ушёл в отставку, а спустя полгода получил уголовное дело. Ряд СМИ после этого сообщали об эмиграции Дубровского в Швейцарию.
Бывший губернатор Челябинской области Борис Дубровский.Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Не меньше внимания челябинцев было приковано к бывшей ещё в то время гражданкой России Татьяне Солончак. Медиа приписывали ей личную связь с Борисом Дубровским, наличие которой сам экс-губернатор публично опровергал. Позже появились сообщения о переезде Солончак в Швейцарию. У журналистов были лишь догадки, чем она в европейской стране зарабатывала на жизнь. «Октагон» нашёл некоторые подробности ей карьеры после отъезда из России.
По данным коммерческого реестра швейцарского кантона Тичино, в августе 2020 года Татьяна Солончак была назначена президентом фонда SPF Swiss Project Funding AG.
В этой должности она проработала до 9 ноября 2020 года. В течение трёх месяцев корреспондентским адресом фонда являлся адрес госпожи Солончак – Via Roncaccio 14, 6942 Savosa.
Сайт организации в данный момент недоступен. На его сохранённой в сети версии говорится, что фонд предоставлял следующие услуги: финансирование проектов, развитие бизнеса, свопы с долговыми ценными бумагами, кредитование под залог собственного капитала, монетизацию облигаций, MTN, IBOE, земельных участков, заводов и других долгосрочных основных средств.
Деятельность фонда не всегда была успешной. Например, 26 августа 2022 года на российской площадке Tbankrot прошли торги №4854984 по реализации прав требования к иностранным юридическим лицам. В лоте среди прочих участников упоминался и SPF Swiss Project Funding AG с задолженностью 4,2 млн рублей.
По данным швейцарского ресурса SHAB-Publikationen, в марте 2023 года было принято решение о роспуске фонда в связи с началом процедуры банкротства. 29 сентября дело о банкротстве было прекращено в связи с отсутствием у должника активов. Тем не менее, спустя месяц организация была ликвидирована.
Дело «Красного Октября»
SPF Swiss Project Funding AG оказался в эпицентре одного из наиболее громких уголовных дел в истории российской металлургии. В 2019 году, до назначения Солончак, администратором фонда стал гражданин Швейцарии Маркус Хейнкел. В октябре 2021 года вместо Солончак президентом организации был назначен гражданин Украины Дмитрий Герасименко.
Вместе эти фамилии встречаются и в ряде других проектов. В том числе, по данным швейцарского ресурса Business-monitor, Маркус Хейнкел являлся членом совета директоров швейцарской компании Red October International SA. В качестве её президента указан Дмитрий Герасименко, у этого однофамильца указанного выше Герасименко гражданство Российской Федерации. Есть основания полагать, что речь идёт об одном и том же человеке, имеющем на руках два паспорта – российский и украинский.
В 2013 году Red October International SA приобрела стопроцентный пакет акций волгоградского металлургического комбината «Красный Октябрь».
В 2016 году против президента и владельца швейцарской компании Дмитрия Герасименко было заведено уголовное дело о растрате кредита ВТБ на 65,5 млн евро. Он эмигрировал в Швейцарию, после чего был заочно арестован. После допэмиссии ценных бумаг в 2018 году принадлежащая Red October International SA доля акций снизилась до 24,69 процента. Остальная доля отошла кипрской компании Segoa Ventures Limited.
В этом же году «Красный Октябрь» был признан банкротом, после чего Герасименко продал контрольный пакет акций предприятия предпринимателю Павлу Кротову. И уже в январе 2019 года «Красный Октябрь» получил заказов стратегического значения на сумму 2 млрд рублей. Планируется, что в ближайшее время предприятие может быть привлечено к реализации проекта по созданию «нержавеющего кластера».
На базе волгоградского металлургического комбината «Красный октябрь» сейчас реализуется проект «нержавеющего кластера» России.Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
До 2018 года Red October International SA также владел акциями АО «Стил Трейд Компани», которое являлось единственным собственником АО «Златоустовский электрометаллургический завод», расположенного в Челябинской области.
В первой половине 2010-х годов Дмитрий Герасименко часто проводил официальные встречи с Борисом Дубровским в качестве генерального директора сразу двух предприятий – «Красного Октября» и «Златоустовского электрометаллургического завода». В том числе, они обсуждали и согласовывали условия привлечения в Челябинскую область инвестиций и создания в ней рабочих мест. Спустя годы Герасименко был вынужден уйти с Южного Урала, но Татьяна Солончак сумела получить место в связанной с бизнесменом структуре.