Переход в собственность государства не улучшил финансовое положение Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК). Предварительные данные свидетельствуют о продолжающемся росте его долговой нагрузки. Для властей более важен другой проект, в котором предприятие выступает лишь поставщиком. Вопросы о том, кто и для каких целей будет спасать сам челябинский комбинат, остаются открытыми.
Единый федеральный реестр (Федресурс) опубликовал информацию о падении стоимости чистых активов АО «Челябинский электрометаллургический комбинат». Пика этот показатель достиг во втором квартале 2022 года (46,8 млрд рублей) и с тех пор планомерно снижается. 31 марта текущего года, спустя месяц после национализации, он в очередной раз обвалился на 4,17 процента – до 32,4 млрд рублей.
Динамика стоимости чистых активов – косвенный показатель устойчивости предприятия. Он рассчитывается как разница между стоимостью принадлежащего юридическому лицу имущества и его обязательствами. Отрицательная динамика говорит о снижении прибыльности и увеличении долгов компании. Это главные проблемы, с которыми пришлось столкнуться ЧЭМК в течение последних двух лет. И однозначного рецепта их решения пока нет.
Недружественная прибыль
Входящие в группу ЧЭМК заводы выпускают до 90 процентов российских ферросплавов. Отечественный рынок нуждается не более чем в двух третях от этого объёма. Остальное до недавнего времени отправлялось на экспорт, в том числе в недружественные страны. В иске о национализации актива Генпрокуратура указала, что входящие в группу предприятия попали под контроль резидентов США и стран Европы и поставляли продукцию в эти регионы по заниженной стоимости.
После начала специальной военной операции западные потребители планомерно снижали закупки в России. Последней точкой стали введённые в декабре 2023 года Евросоюзом санкции на поставки из РФ ферросплавов и другого сырья для производства стали. Это решение стало для представителей отрасли болезненным.
Часть ферросплавных заводов закрылась.
Выручка ЧЭМК в 2023 году уменьшилась на 16 процентов. Если в 2022 году компания получила чистую прибыль в размере 14,7 млрд рублей, то в предыдущем – 519 млн рублей убытка.
Ситуацию обостряли используемые бывшими собственниками долговые схемы. В 2023 году ЧЭМК безвозмездно передал бывшему владельцу АО «Компания Эталон» 5,6 млрд рублей, получив обратно от того же юридического лица 9,6 млрд рублей в виде займа. Отдельные вопросы вызывал низкий по сравнению со смежными отраслями уровень зарплаты сотрудников.
Негативный тренд пока не переломлен. Эту задачу предстоит решить госкомпаниям и частным инвесторам. Каким именно, можно сделать вывод, изучив недавнюю историю предприятия.
Нержавеющее импортозамещение
После начала спецоперации на повестке дня встал вопрос о модернизации российской армии и флота. Она потребует увеличения объёмов выпуска проката нержавеющей стали, при производстве которой используются феррохром, ферромарганец и ферросилиций. Из нержавейки, в частности, изготавливаются гидравлические системы, напорные баки, окислительные ёмкости, выпускные коллекторы и трубы боевых самолётов, корпусные элементы, детали механизмов и технические конструкции военных кораблей.
На входящих в группу ЧЭМК предприятиях выпускается до 90 процентов российских ферросплавов.Фото: Ахметов Вадим/URA.RU/TASS
В СССР были мощности по выпуску этого вида продукции. Но в 1990-х годах предприятия деградировали, а наработанные компетенции были утрачены. В 2021 году доля иностранных производителей на рынке нержавеющей стали достигла 79,2 процента. 22,8 процента импорта пришлось на недружественные страны и Украину. В 2022 году импорт нержавейки вырос на 5 процентов, в 2023-м – ещё на 31 процент. Более половины объёмов поступило уже из Китая.
Тень «Ростеха»
Частный бизнес неоднократно выступал с инициативами о создании собственного производства нержавеющего проката. В числе прочего в 2020 году начала обсуждаться возможность объединения усилий ЧЭМК и Трубной металлургической компании (ТМК). Источники «Октагона» рассказывают, что в первоначальной версии партнёрство было равноправным. Предполагалось, что инвестором выступит аффилированный с ТМК «СКБ-Банк», а ЧЭМК войдёт в него двумя цехами по выпуску ферросплавов. Представители Дмитрия Пумпянского и Юрия Антипина – братья Павел и Михаил Ходоровские – вели переговоры с властями Свердловской и Челябинской областей о размещении головного завода на территории одного из этих регионов.
Основатель АО «Группа Синара», президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский.Фото: официальный сайт президента РФ
В 2021 году планы изменились, было решено строить новое предприятие в Волгограде. В этом шаге прослеживается логика. В 2006 году под эгидой ГК «Ростех» было создано ЗАО «Русспецсталь», которое занялось консолидацией активов в спецметаллургии. Ключевым активом стало ОАО «Волгоградский металлургический завод “Красный Октябрь”». К моменту банкротства предприятия в 2018 году ТМК принадлежал связанный с ним производственными цепочками Волжский трубный завод. В 2021 году связанная с ТМК структура купила и «Красный Октябрь».
Весной того же года Дмитрий Пумпянский доложил президенту Владимиру Путину о скором запуске в Волгограде проекта мощностью 500 тыс. тонн проката нержавеющей стали в год с плановыми инвестициями в размере более 100 млрд рублей. Сразу после этого партнёрами на паритетных началах было создано ООО «Русская нержавеющая компания» (РНК).
Но в сентябре 2022 года ЧЭМК вышел из проекта, продав свою долю подконтрольному Пумпянскому АО «Группа Синара». По версии источников «Октагона», демарш был вызван начавшимися у Юрия Антипина финансовыми трудностями и невозможностью исполнять взятые им на себя обязательства.
Минус Антипин, плюс Потанин
В конце 2023 года ООО «Русская нержавеющая компания» передало в залог четыре своих банковских счёта и права по договорам ещё трёх банковских счетов. Наименования залогодержателей в системе «Федресурс» скрыты – подсанкционным структурам разрешено проводить анонимные сделки.
Изучив бухгалтерский отчёт РНК, можно предположить, что такое решение принято для обеспечения гарантий рекордно крупных инвестиций, часть из которых являются возвратными. Активы ООО в предыдущем году выросли в 9,1 раза – до 25 млрд рублей, основные средства – в 4,1 раза – до 9,8 млрд рублей. Объём долгосрочных заёмных средств достиг 14,5 млрд рублей.
Спустя пять дней после подписания залогового договора в проект вошло связанное с олигархом Владимиром Потаниным ООО «Элемент 28». Через два месяца Генпрокуратура подала иск об изъятии в госсобственность трёх предприятий ЧЭМК, без продукции которых волгоградский проект терял смысл. А в июне генеральный директор ЧЭМК Павел Ходоровский (брат генерального директора ЗАО «Группа Синара» Михаила Ходоровского) был отправлен в СИЗО по обвинению в сексуальной связи с несовершеннолетними.
Несмотря на удар, нанесённый последним делом по ближайшему окружению Дмитрия Пумпянского, принадлежавшие ему до последних лет структуры остаются ответственными за реализацию проекта, анонсированного самим Пумпянским на совещании с президентом.
В их интересах сохранять производственную деятельность ЧЭМК на необходимом для этого уровне и помогать теперь уже государственной компании в решении её финансовых проблем.
После запуска производства Русской нержавеющей компании ЧЭМК обретёт статус стратегической компании и будет нуждаться в новых профильных партнёрах. В их число могут войти не только Владимир Потанин и ранее курировавший вопрос производства спецсталей «Ростех», но и другие близкие к государству лица и фигуры.
Источники «Октагона» не исключают того, что последние профинансируют исполнение поручения президента Владимира Путина о переносе ЧЭМК за пределы Челябинска. Исходя из экономических соображений, наибольшие шансы на перенос и продолжение работы имеют те цеха, которые будут востребованы в рамках проекта по снабжению оборонной сферы нержавеющим листом.