В ходе разработки проектов бюджетов на 2025 год многие субъекты РФ столкнулись с неожиданным ограничением. Они не могут нарастить собственные расходы за счёт новых заимствований. Губернаторы рассчитывали прибегнуть к этому инструменту после списания ранее полученных бюджетных кредитов. Но, внимательно изучив цифры, были вынуждены отказаться от такого плана.
Высокий уровень государственного долга – одно их главных препятствий для экономического развития российских регионов. За последнее полтора десятилетия данный показатель рос неравномерно. В 2010–2016 годах субъекты РФ были вынуждены активно занимать средства на реализацию нацпроектов и социальных программ. В результате долговая нагрузка на них за данный период выросла более чем в два раза – до 2,4 трлн рублей.
На 2017–2020 годы пришёлся золотой век российской бюджетной системы, во время которого доходы регионов росли ускоренными темпами, а долги сокращались. К началу 2020 года их уровень снизился до 2,1 трлн рублей. Благоприятный тренд прервала пандемия, во время которой значительно снизились бюджетные доходы, а на регионы легли обязательства по поддержке пострадавшего от локдауна бизнеса. По итогам 2020 года госдолг субъектов РФ увеличился на 18 процентов, приблизившись к отметке 2,5 млрд рублей.
Опасное лекарство
Весной 2021 года ситуацией озаботились губернаторы. На заседании Госсовета глава Челябинской области Алексей Текслер заявил о необходимости создания инструментов для финансового оздоровления регионов. Внедрение одного из таких инструментов практически сразу анонсировал президент Владимир Путин. Он заявил, что субъекты РФ смогут заместить дорогие коммерческие кредиты более экономными – бюджетными со сроком погашения до 2029 года. Такая возможность открылась перед регионами, общий объём коммерческих кредитов которых превышал 25 процентов от объёма собственных доходов.
На первом этапе на реструктуризацию кредитного портфеля субъектов было выделено порядка 300 млрд рублей. В последствии этот лимит неоднократно повышался. В результате ускорился рост общего объёма накопленных регионами долгов. К концу 2022 года он достиг 2,788 трлн рублей. К концу 2023 года этот показатель подскочил ещё на 14,5 процента – до 3,192 трлн.
Регионам необходимы инструменты финансового оздоровления.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
Изменилась и структура заимствований. По состоянию на 1 июня этого года, общий долг российских субъектов составлял 3,05 трлн руб. Почти 2,5 трлн руб. из этой суммы (более 80 процентов) пришлось на бюджетные кредиты.
Сложившийся тренд обеспокоил некоторых членов правительства. Глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что чрезмерное увлечение бюджетными кредитами может подкосить финансовую стабильность субъектов:
«Я просто боюсь того, что мы, предоставляя инфраструктурные кредиты в триллионных объёмах, скоро дойдём до того, что у регионов предельный объём долга будет уже пограничный, и они не смогут заимствовать на свои обычные бюджетные траты».
Всё ближе к красной черте
Опасения Силуанова оказались не напрасны. Согласно законодательству, для субъектов в бюджетах которых доля дотаций из государственной казны в течение двух из трёх последних лет превышала 40 процентов, отношение госдолга к собственным доходам не может превышать 50 процентов. В остальных регионах она не должна превышать 100 процентов доходов.
По состоянию на 1 июля прошлого года к опасной черте вплотную приблизились, либо пересекли её три региона. В Удмуртской Республике отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 110,2 процента. В Мордовии и Калмыкия – 99,3 и 92,6 процента соответственно.
Списание, которого нет
Весной этого года Владимир Путин поднял вопрос о необходимости списания регионам части накопившейся задолженности. Требуемый для исполнения поручения документ правительство приняло только в прошлом месяце. В нём говорится, что в 2025 году субъектам может быть прощено до двух третей задолженности по бюджетным кредитам. При этом устанавливается строгое условие. Высвободившиеся средства должны быть направлены на инфраструктурные проекты. Также необходимо не превышать установленные показатели бюджетного дефицита.
Как сообщили «Октагону» источники в нескольких региональных правительствах, две последних оговорки сделали применение антикризисного инструмента крайне затруднительным. Сэкономленные за счёт списания бюджетных кредитов средства должны быть потрачены уже в следующем году. Профинансировать эти траты необходимо из доходной части бюджета.
Изыскать эти деньги можно только двумя путями – за счёт наращивания госдолга или за счёт налоговых поступлений.
По состоянию на 1 июля текущего года долг пятнадцати субъектов РФ превышал 60 процентов.от собственных доходов. В их числе Дагестан, Псковская, Омская и Костромская области. Попытка занять дополнительные средства на инфраструктурные проекты грозит им превышением максимально разрешённого уровня госдолга.
Темпы роста собственных доходов у подавляющего большинства регионов замедлились, а у многих начали падать. Наиболее проблемным источником стал налог на прибыль организаций. По итогам января–июля текущего года его сборы обвалились на следующих территориях: Липецкая и Ростовская области (–27,9 процента), Ярославская область (–28 процентов), Омская область (–30,4 процента), Дагестан (–34,7 процента), Вологодская область (–41,5 процента), Мурманская область (–47 процентов), Бурятия (–48,8 процента), Новгородская область (–51,4 процента), Кемеровская область (–61,6 процента), Еврейская автономная область (–63 процента).
Реализация инфраструктурных проектов будет затруднена при превышении допустимого уровня госдолга.Фото: Артём Житенев/ТАСС
– Ситуация во многом безвыходная. Предложенный правительством инструмент оказался нерабочим. Мы верстаем бюджет без учёта списания долгов и с ограниченным ростом доходной части. Ради экономии расходов переносим на будущие периоды капитальные расходы. Следующий год будет непростой, – пояснил «Октагону» представитель одного из регионов.
– Списание бюджетных кредитов для российских регионов, несмотря на потенциальные выгоды, сталкивается с серьёзными трудностями. Одной из ключевых проблем является требование того, чтобы высвобожденные средства направлялись исключительно на инфраструктурные проекты. При этом регионы обязаны соблюдать строгие ограничения по уровню дефицита бюджета и государственного долга. Это создаёт препятствия для финансирования, так как снижение налоговых поступлений, особенно налога на прибыль, заставляет регионы искать дополнительные заёмные средства, – говорит директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Эксперт подчеркнул, что привлечение такого финансирования часто ведёт к превышению установленных Бюджетным кодексом лимитов на госдолг, что делает участие в программе практически невозможным для многих регионов.
– Таким образом, хотя программа списания долгов и направлена на развитие инфраструктуры и снижение долговой нагрузки, её реализация сталкивается с ограничениями бюджетного законодательства и экономическими вызовами, связанными с падением доходов регионов, – заключает Кабаков.