Южная Осетия стала ближе к Абхазии

Южная Осетия стала ближе к Абхазии

Политика 01 сентября 2020 Гулбаат Рцхиладзе

После Абхазии, где к регулярным протестам уже все привыкли, похожая тенденция утверждается в ещё одной признанной Россией закавказской республике. В Южной Осетии недовольные массы выходят на улицы и площади, требуя отставки высшего руководства республики. И это приводит к изменениям во властных кругах государства.

События развивались стремительно. Вечером 17 августа было совершено нападение на министра внутренних дел республики Игоря Наниева – по его служебному автомобилю был открыт огонь. Обошлось без пострадавших.

Вечером следующего дня президент Анатолий Бибилов провёл совещание с членами Совбеза и заявил, что раскрытие покушения является делом чести для каждого правоохранителя. Бибилов расценил нападение на Наниева как попытку дестабилизации ситуации и обрушился на оппозицию, обвинив её в связях с криминальными элементами. Благодаря «некоторым политикам», как заявил президент, криминал чувствует себя раскованно.

Правоохранители вышли на след подозреваемых в нападении. Были задержаны три человека: Николай Цховребов, Герсан Кулумбегов и Инал Джабиев. Джабиев при задержании получил настолько серьёзные травмы, что из СИЗО в больницу его увезли уже в бессознательном состоянии. Полученные травмы оказались несовместимы с жизнью, и молодой человек скончался. В пятницу люди вышли на улицы с требованием отставки правительства.

Прошение главы правительства Эрика Пухаева об отставке было принято. Вместе с ним покинули свои посты и все члены правительства.Прошение главы правительства Эрика Пухаева об отставке было принято. Вместе с ним покинули свои посты и все члены правительства.Фото: пресс-служба президента и правительства РЮО

Глава правительства Южной Осетии Эрик Пухаев заявил, что покидает пост по требованию митингующих. Прошение Пухаева было удовлетворено, правительство отправлено в отставку, временно исполняющим обязанности премьера назначен зампредседателя кабмина Геннадий Бекоев. Глава МВД на время расследования отстранён от должности. Глава государства взял под контроль расследование и дела о покушении, и дела о превышении полномочий. Восемь сотрудников МВД Южной Осетии находятся под следствием. Принята и отставка генпрокурора Урузмага Джагаева.

Мотив нападавших до сих пор неясен.

В самой Южной Осетии курсирует версия, что в южноосетинской тюрьме якобы был жестоко избит какой-то родственник одного из задержанных, и нападение на министра было местью.

Но опять-таки по сообщениям южноосетинских источников можно заключить, что сам Наниев – человек достойный, некоррумпированный, его трудно заподозрить в поощрении пыток и бесчеловечного обращения с заключёнными. Вот что пишет о нём ветеран вооружённых сил Олег Тезиев, человек тоже небезызвестный среди осетинских ветеранов:

«...Он на себе ощутил все “прелести” арестов. Его трижды арестовывали, ломали рёбра из-за того, что он был ярым защитником Алании. Однажды его арестовали вместе со мной, это был спецназ прокуратуры России. Переломали практически все рёбра, отобрали личное оружие. По наводке грузин, когда Игорь с делегацией РЮО летал в Приднестровье, его арестовал Интерпол. И только благодаря вмешательству МИД РФ его отпустили».

По словам Тезиева, после покушения президент сказал, что взял дело под личный контроль, но контроль этот может состоять в том, чтобы найти крайнего. На роль такого крайнего выбрали Наниева.

«Если Игорь виноват, а он виноват, то рядом с ним должны находиться другие виновные (прокуратура, следственный отдел и даже КГБ), которые имеют полный надзор над МВД, и без их согласия ни один приказ не исполняется. Пусть все они отвечают за то, что творится сейчас в республике».

Олег Тезиев | ветеран вооружённых сил Южной Осетии Олег Тезиев
ветеран вооружённых сил Южной Осетии

Критика в адрес президента Бибилова слышна почти отовсюду. Многие разделяют мнение о том, что стандартный ход – отставка правительства – нужен скорее для отвлечения внимания от персональной ответственности президента.

То, что давление на Бибилова и всю его систему серьёзное, доказывает тот факт, что остальных задержанных по подозрению в нападении на министра внутренних дел – Цховребова и Кулумбегова – отпустили из СИЗО под подписку о невыезде.

Активизировался также бывший президент Южной Осетии, при котором произошла августовская война 2008 года, Эдуард Кокойты, записавший видеообращение к действующему президенту Анатолию Бибилову. Кокойты уже давно не пускают на территорию Южной Осетии. После августовской войны он допустил немало политических ошибок в отношениях с Москвой, и конкуренты успешно его «потопили». Но тем не менее у бывшего президента сохранились хорошие связи в республике – в первую очередь среди ветеранов войны 2008 года, а также среди действующих военных и правоохранителей (многие из них получали награды, звания и должности от него – например, нынешний врио министра внутренних дел Мераб Пухаев, которого наш источник в Южной Осетии считает явной кадровой ошибкой Бибилова). Сейчас Кокойты фактически предлагает себя Москве в качестве посредника между собственно Москвой и недовольным населением в Южной Осетии, толпой на площади.

Обращение бывшего президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты к действующему президенту Анатолию Бибилову. Источник: YouTube

Пока не похоже на то, что услуги Кокойты будут востребованы, хотя в будущем его усиления исключать нельзя. Ведь нынешние протесты в Цхинвали подпитываются не из Грузии и социальных сетей с помощью американцев. Реальной причиной нагнетённой политической обстановки в Южной Осетии является плачевное социально-экономическое положение республики, несмотря на щедрые денежные вливания из Москвы. Коррупция, а также кризис в связи с коронавирусом усложняют и без того сложные жизненные условия южных осетин, которые ожидали от своего президента большего.

К экономическому фактору, безусловно, следует добавить проблемы с поведением милиции, чем недовольны многие жители республики. И в этом контексте министру Наниеву нечем оправдаться, несмотря на свою позитивную личную репутацию. То, что осетинские правоохранители порой распускают руки, не секрет. В Грузии нарицательным является имя Вахтанга Татунашвили – жителя региона, грузина по этнической принадлежности, который часто пересекал разделительную линию между Грузией и Южной Осетией и которого в один прекрасный день задержали и по непонятной причине избили до смерти южноосетинские правоохранители. Дело замяли, наказан никто не был (равно как никого не наказали и в Абхазии за убийство грузина Гиги Отхозории абхазским пограничником прямо перед видеокамерами четыре года назад). Теперь, когда история с убийством задержанного человека повторилась, общество и властная вертикаль спохватились, что в структурах правопорядка республики далеко не всё в порядке.

Так или иначе, положение президента Бибилова ухудшилось. У него пока есть время выровнять это положение – до президентских выборов ещё примерно полтора года, но есть ли у него план вывода своей республики из кризиса, а также план её развития?

Оппозиция усиливается в лице не только и не столько Эдуарда Кокойты, но в большей степени бывшего министра иностранных дел и бывшего омбудсмена, а ныне депутата местного парламента Давида Санакоева. Именно Санакоев распространил на своей странице в соцсети Facebook обращение родственников убитого Инала Джабиева к президенту Бибилову, которых, как оказывается, не впускают из Северной Осетии в Южную Осетию.

Очевидно, что Южную Осетию ждёт очень неприятный и достаточно долгий этап внутриполитического противостояния, которое своей поляризацией и радикализацией напоминает абхазские реалии.

Тбилиси