Владимир Путин провёл встречу с руководителями мировых информационных агентств в рамках своего визита на ПМЭФ. Было сказано очень много, но, пожалуй, главным во всём этом была взвешенность позиции России, озвученная президентом. Ответ получили как желающие «жахнуть» и построить «новый железный занавес», так и желающие замириться с Западом любой ценой.
Страшные цифры
Владимир Путин озвучил цифры потерь в ходе конфликта на Украине.
По его словам, в украинском плену находятся 1348 россиян, в российском плену – 6465 украинских военных. Вооружённые силы Украины теряют в месяц 50 тысяч человек убитыми и ранеными, соотношение примерно 50 на 50. То есть убитыми ВСУ теряют около 25 тысяч. При этом мобилизация на Украине идёт только на восполнение потерь, поскольку ВСУ мобилизуют около 30 тысяч человек в месяц.
Именно поэтому, как заявил Путин, администрация США настаивает на том, чтобы поэтапно снижался возрастной порог мобилизации с 25 до 23 лет, потом до 18 или сразу до 18 лет. Такое требование Соединённых Штатов к украинскому руководству позволит затянуть конфликт, поскольку основной проблемой ВСУ сейчас является недостаток личного состава, и без его восполнения они просто не смогут воевать – некому будет использовать поставляемое Западом оружие.
В словах российского лидера можно найти и предполагаемые Западом сроки конфликта: Штаты будут терпеть Владимира Зеленского до весны 2025 года, а потом сменят, когда он сделает всё, что скажут.
О потерях России Путин сказал следующее: «Если говорить о безвозвратных потерях, именно безвозвратных, то и соотношение такое же: один примерно к пяти».
Стремление к миру
Президент вновь напомнил о начале конфликта: «Никто на Западе, в Европе не хочет вспоминать, с чего началась эта трагедия. Она началась с государственного переворота на Украине, антиконституционного государственного переворота. Вот начало войны». Россия после 2014 года использовала все способы, чтобы урегулировать украинский конфликт мирным путём. Но «нас просто водили за нос» с Минскими соглашениями. И пролившаяся в Донбассе русская кровь не водичка, чтобы Россия могла закрыть на это глаза.
И в очередной раз Владимир Путин объявил о готовности России к мирному разрешению кризиса. По его мнению, хотя решение Зеленского не участвовать в выборах на Украине вызывает вполне справедливые вопросы и в Конституции Украины не сказано о возможности пролонгировать срок полномочий президента в условиях военного положения, на Украине даже в нынешних условиях найдётся сторона, с которой можно подписать мирный договор, – было бы желание.
Во время встречи с руководителями международных информагентств.Фото: Валентина Певцова/фотобанк фонда «Росконгресс»/официальный сайт президента РФ
Как ранее уже заявлялось российским политическим руководством, за основу могут быть взяты стамбульские договорённости. Путин напомнил ключевые моменты: «Первый вопрос для Украины – это система обеспечения её безопасности. И Украина в проекте этого соглашения прописала это таким образом, что она не является членом НАТО, она придерживается нейтралитета, но обеспечение безопасности прописано таким образом, что это очень близко к Уставу НАТО, 4-й и 5-й статьям Устава НАТО».
Глава государства отметил, что «для нас это сложный вопрос», но «это возможно к обсуждению». Интересы России в этом случае – «нейтральный статус Украины, невступление её ни в какие блоки. Это ограничение в известной степени вооружений и так далее, и это, безусловно, то, в чём заинтересована Российская Федерация». Что касается денацификации, то Путин объяснил это так: «запрещение на законодательном уровне пропаганды нацизма». И подчеркнул, что «это устраивало в целом украинскую сторону».
Эскалация и асимметричный ответ
По словам Владимира Путина, он «знает наверняка»: западные инструкторы присутствуют на Украине и несут потери, «правда, в европейских странах и США это предпочитают замалчивать». У Москвы нет иллюзий по поводу того, что украинские военные сами не могут нанести удар высокоточными ракетами, цели выбирают западные специалисты.
А удары по России при участии государств Запада означают их прямую войну против России. Впрочем, можно увидеть, что при столь резком заявлении РФ не идёт на прямую эскалацию. Реакция на это будет асимметричной. Россия может поставить своё дальнобойное оружие в регионы мира, откуда будут нанесены чувствительные удары по странам, поставляющим вооружения Украине.
Здесь стоит привести реакцию Дмитрия Медведева, который назвал это «существенным изменением нашей внешней политики». И в свойственной ему манере заявил: «Пусть теперь США и их союзники почувствуют на себе прямое применение российских вооружений со стороны третьих лиц».
Ядерная дубинка
«Вы меня выводите на эту тему, а потом скажете, что я махал ядерной дубинкой», – сказал Путин, иллюстрируя, кстати, то, как западная пресса формирует образ России как «империи зла».
На вопрос «при каких условиях Россия может нанести ядерный удар?» президент дал крайне взвешенный ответ: «Давайте не доводить не только до использования, но и до угрозы использования». Ответ, который адресован не только зарубежной публике, но и местным ультрамилитаристам.
При этом Путин заметил, что «почему-то на Западе считают, что Россия никогда его [ядерное оружие] не использует».
А это не так: «У нас же есть ядерная доктрина, посмотрите, что там написано. Если чьи-то действия будут угрожать нашему суверенитету и территориальной целостности, мы считаем для себя возможным использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Нельзя относиться к этому легко, поверхностно, а нужно относиться к этому профессионально. Я надеюсь, что все в мире будут относиться таким образом к решению вопросов подобного рода».
США и Европа
России, как утверждает Путин, по большому счёту всё равно, кто будет президентом Соединённых Штатов, – «будем работать с любым избранным президентом». Хотя после выборов в США их политика на российском направлении не изменится.
Сейчас, по мнению главы государства, власти Штатов совершают одну за другой ошибки не только в международной политике, но и в экономической. Поскольку их «интересует собственное величие», и Америка ни в коем случае не хочет допустить успеха России, полагая, что это нанесёт ущерб её лидерству. Если же будущая администрация США станет ориентироваться на национальные интересы, то в Вашингтоне могут быть изменения по отношению к России и конфликту на Украине.
Что касается Европы, то Путин не исключил, что Россия, Соединённые Штаты, Великобритания и Франция могут быть партнёрами в настоящее время, но «это исключают американцы, французы и британцы».
По его убеждению, решение вопросов с европейскими лидерами найти можно, если бы они чувствовали себя более уверенно и набрались мужества для защиты национальных интересов.
Запад сам совершает ошибку за ошибкой, поскольку уровень профессиональной подготовки людей, принимающих там решения, оставляет желать лучшего.
Отдельно он остановился на Германии, отметив, что после Второй мировой войны она никогда не была полностью суверенной, а в нынешнем немецком руководстве никто не защищает интересы народа Германии: «ФРГ зависима и в оборонной, и в информационной сферах от конечного бенефициара, находящегося за океаном». В результате немецкие предприятия становятся неконкурентоспособными, и последствия могут быть плачевными не только для ФРГ. Германская экономика – это локомотив европейской экономики. И если «она будет чихать и кашлять, все остальные сразу заболеют гриппом», а если немецкая экономика будет опускаться ниже, всю Европу затрясёт.
Очевидно, что президент не хочет, как того требуют изоляционисты, опускать железный занавес.
«Не нужно делать врага из России, вы сами себе этим вредите», – сказал Путин иностранным журналистам. Из его ответов, впрочем, следовало, что и роль «друга» в западном понимании, а попросту вассала, для России неприемлема.