На пресс-конференции в Узбекистане Владимир Путин подробно разъяснил, почему Россия больше не признаёт легитимность Владимира Зеленского. Сделано это было с детальными ссылками на украинские законы и Конституцию. Более того, было указано, что, если буквально следовать тому, что сказано в них, с 21 мая текущего года верховная власть на Украине должна была перейти к спикеру Верховной рады Руслану Стефанчуку.
Правовая казуистика
Конституция Украины предусматривает продление полномочий Верховной Рады. Об аналогичной процедуре применительно к президенту там не сказано ни слова. А в законе о военном положении сказано, что в этот период выборы президента не проводятся.
В итоге получается, что, если конец очередного срока приходится на период военного положения, президент повисает в воздухе. Его нельзя ни переизбрать, ни оставить на своём посту, продлив его полномочия. Раду можно оставить в прежнем статусе, а президента нельзя. Этот перекос, судя по всему, объясняется тем, что Украина является не президентской, а парламентско-президентской республикой. То есть главным органом власти является Верховная рада, она должна работать в любой ситуации, а без избранного президента можно обойтись.
На этот случай украинская Конституция предусматривает передачу президентских полномочий председателю законодательного органа. То есть, с 21 мая текущего года главой Украины – с правами и обязанностями президента – должен быть спикер Рады Стефанчук. А до сих пор занимающий президентское кресло Зеленский является узурпатором.
Куда смотрели Рада и Офис президента?
Этой коллизии можно было избежать, заранее внеся в конституцию пункт о продлении президентских полномочий или добавив описание этой процедуры в закон о военном положении. Это допустимо, потому что в конституции нет явно прописанного запрета на продление полномочий президента. Ещё один вариант – отменить военное положение и провести президентские выборы – по понятным причинам вообще не рассматривался.
В итоге получается, что в Раде и Офисе президента сидят не просто неквалифицированные юристы, а люди, которым лень внимательно прочитать действующие законы и конституцию. Либо Зеленского специально подставили, что со временем убрать на законном основании и поставить вместо него спикера Стефанчука – тоже, кстати говоря, юриста, который занимался вопросами развития национального законодательства и написал более 500 научных работ по юриспруденции. При таких данных сменщика Зеленского впору говорить о заговоре юристов.
Тот же вопрос – как был допущен такой правовой казус – можно адресовать и западным кураторам киевского режима. Они, похоже, не удосужились ознакомиться с законодательством страны, которой управляют.
Это можно понять. В Вашингтоне и Лондоне любят поговорить о правовом государстве, но манипулировать сателлитами привыкли с помощью давления и майданных технологий.
Не менее правдоподобным является и версия, озвученная Путиным. Он предположил, что западное начальство Зеленского решило предоставить ему возможность принять все непопулярные, но нужные решения, включая снижение призывного возраста, а потом отправить его в небытие и начать с чистого листа и новых фигур.
Зачем украинские законы изучали в Москве?
Шестиминутный спич Владимира Путина в Ташкенте вскрыл все эти несуразности, поставив в крайне неловкое положение украинских парламентариев и западных кураторов киевской власти. И это хорошо. Теперь им можно указывать на их ошибки, грубые просчёты и неуважение к законам.
Более того, российский президент фактически оправил их изучать украинское законодательство и создал новостной повод, который по-новому проблематизирует ситуацию вокруг Украины и рикошетом бьёт по организаторам и участникам мирной конференции в Швейцарии, которым придётся иметь дело не с легитимным президентом Украины, а с сомнительной в правовом смысле фигурой, незаконно удерживающей в своих руках верховную власть.
Спикер Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук.Фото: European Parliament/Flickr/CC BY 2.0
Также нельзя исключить, что в Москве заинтересованы в том, чтобы ускорить перестановки знаковых фигур в Киеве, что в перспективе может позволить начать выработку подходов к мирному диалогу, не меняя условий, которые уже были сформулированы Россией. При всей неоднозначности фигуры Стефанчука он существенно выигрывает при сравнении с Зеленским.
Но велика вероятность, что именно на такой эффект рассчитывают западные хозяева Украины. В этом случае диалог с обновлённым украинским руководством может оказаться ещё одной ловушкой. Запад не собирается менять свои планы в отношении России и не позволит ей о чем-то договариваться с Украиной. Но в Кремле это наверняка прекрасно понимают.