Путин перехватывает у Лондона инициативу в Средней Азии

Путин перехватывает у Лондона инициативу в Средней Азии

Политика 27 мая 2024 Константин Джултаев

Поездка президента РФ в Узбекистан стала реакцией на попытки американских и британских спецслужб нарастить влияние в регионе, которые смогли за последнее время одержать тактические успехи. В начале 2024 года Ташкент предпринял несколько недружественных шагов, на которые Москва ответила рациональными и позитивными инициативами.

Узбекистан, начиная с советской эпохи, является одним из ключевых партнёров России в Средней Азии. Несмотря на западные санкции, стороны в последнее время расширили сотрудничество. В прошлом году их товарооборот вырос более чем на пять процентов – до 9,9 млрд долларов. Россия поставляет в среднеазиатское государство металлы, машины и оборудование, закупая текстиль, хлопок, продовольственные товары, продукцию химической промышленности.

Немаловажным является военно-политическое взаимодействие. В 2017 году подписан договор, предусматривающий взаимные поставки продукции военного назначения, обслуживание и ремонт военной техники, оказание партнёрами друг другу военно-технической помощи.

ЦРУ и MI-6 прилагают усилия для недопущения сближения стран. Ещё в октябре 2023 года глава ФСБ России Александр Бортников заявил, что иностранные спецслужбы активно участвуют в создании «пояса нестабильности» в Афганистане у южных границ СНГ. Западные спецслужбы восстанавливают своё присутствие в ряде ключевых провинций Афганистана. Их действия укрепляют позиции запрещённых в России террористических группировок «Аль-Каида» и «Вилаят Хорасан».

Одновременно страны НАТО под предлогом борьбы с афганской террористической угрозой предлагают странам Центральной Азии помощь и поддержку в области пограничной безопасности. Такое покровительство также носит финансовый и организационно-политический характер. Условия предоставления помощи обсуждаются на многочисленных проходящих в Узбекистане и Таджикистане экспертных конференциях.

На этом фоне в начале 2024 года власти Узбекистана предприняли несколько недружественных по отношению к России шагов.

14 февраля парламент Узбекистана принял в первом чтении законопроект, запрещающий открывать счета и проводить банковские операции лицам, находящимся под санкциями (в большинстве случаев это российские юрлица). Авторы законопроекта связали этот шаг с необходимостью создания системы соблюдения санкций для интеграции банков страны в международную финансовую систему.

Практически одновременно разразился скандал с участием ректора Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана Шерзода Кудратходжаева. Он заявил, что не знающие узбекского языка жители республики являются «идиотами или оккупантами». Высказывание стало поводом для протеста, который МИД РФ выразил послу Узбекистана Ботиржону Асадову.

Причастность к этим решениям западных спецслужб обсуждалась в ходе майского визита в Таджикистан главы ФСБ Александра Бортникова.

«Мы видим настойчивые попытки англосаксов влиять на обстановку в Афганистане. Этим объясняются их намерения во что бы то ни стало закрепиться в Центральной Азии и использовать данную площадку, чтобы воздействовать на весь регион... Сюда можно отнести и навязывание различных форматов сотрудничества в сфере обороны и безопасности, а также политическое и экономическое давление на руководство государств СНГ», – развил он свою мысль годичной давности.

Президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев во время торжественной церемонии встречи.Президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев во время торжественной церемонии встречи.Фото: официальный сайт Президента России

Слова Бортникова стали своеобразным прологом к сегодняшнему визиту в Узбекистан Владимира Путина. Российский президент сделал в ходе него акцент не на военной, а на более актуальной сегодня для среднеазиатской страны «мягкой» силе.

В том числе он сообщил на официальной встрече с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым о подготовке пакета документов о расширении сотрудничества сторон в сфере торговли, коммерции, мирного атома. Общий портфель межгосударственных проектов на сегодняшний день составляет 45 млрд долларов, 20 млрд – это новые проекты.

Помимо этого, стороны продолжат взаимодействие в сфере образования. В российских вузах обучается более 63 тыс. студентов из Узбекистана, из них порядка 14 тыс. человек – на бюджетной основе. Стороны договорились об открытии в Ташкенте филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Это уже пятнадцатый филиал, открытый российскими университетами в стране.

Приняты важные социально-политические решения.

Владимир Путин гарантировал, что «Россия будет делать всё, чтобы обеспечить работающим в стране гражданам Узбекистана достойные условия работы».

А глава МИД РФ Сергей Лавров констатировал, что у России и Узбекистана нет расхождений по Украине.

Зацементирует отношения между странами сотрудничество их регионов. Два президента примут участие в заседании специально созданной структуры – Совета регионов двух стран.

– Каждый регион и России, и Узбекистана уникален, в них развиты свои предприятия среднего и малого бизнеса, активно ищущего себе новых партнёров – в том числе из-за рестрикций в адрес российских предприятий со стороны стран коллективного Запада. А это новый импульс для двух стран в контексте общих цепочек создания добавленной стоимости и, соответственно, организации новых высокооплачиваемых и комфортных рабочих мест, – комментирует «Октагону» директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.

ЦРУ и Mi6 будет очень сложно перебить предложенную Владимиром Путиным повестку. Но они в той или иной форме попытаются это сделать.

Проблема террористической опасности также не была обойдена вниманием. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о готовности России исключить движение «Талибан»* из списка запрещённых в России террористических организаций. Инициатива, по словам министра, связана с тем, что оно обладает реальной властью в Афганистане, и вызвана необходимостью «осознания реальности». «Талибан»* является антагонистом курируемых западными спецслужбами «Аль-Каиды»* и «Вилаят Хорасан»*.

Одной из наиболее больных для Москвы точек стало затягивание согласования согласования участия «Росатома» в строительстве узбекистанской АЭС. Западные власти могут предложить Ташкенту подрядчика на максимально выгодных условиях.

* Запрещённые в РФ террористические организации.