Смысловым началом инаугурационной речи Владимира Путина было решение провести 6 мая, накануне вступления президента в должность, учения нестратегических сил ядерного сдерживания. В ответ на заявления США, Франции и Великобритании послать войска на Украину. Решение об учениях не было намёком, тем более тонким. Это было открытое предупреждение с формулировками, озвученными Министерством обороны России. Чтобы не было разночтений.
Однако на самой инаугурации были и другие, противоположные сигналы. О том, что Западу самому нужно решать, идти ли с Россией на конфликт:
«Россия готова к укреплению добрых отношений со всеми странами, с мировым большинством. Москва не отказывается от диалога с Западом, готова к диалогу по безопасности и стратегической стабильности, но только на равных».
В стиле Владимира Путина давать внешнему миру такие разнонаправленные сигналы. Какую принять таблетку, успокоительную или возбуждающую, выбор за вами, господин Джо Байден.
Не только в этом инаугурационная речь Владимира Путина сильно отличалась от предыдущей. Предыдущая прошла на фоне избрания в относительно комфортный исторический период. Крымская операция была позади, а военная операция в Сирии завершилась относительным успехом (а для руководства Сирии и вовсе безотносительным: власть в стране не перешла под контроль хунты боевиков).
Избранный президент России Владимир Путин во время церемонии инаугурации в Большом Кремлёвском дворце.Фото: Александр Казаков/ТАСС
Речь 7 мая 2018 года была произнесена в более спокойной внешнеполитической обстановке и прозвучала формальнее и казённее, чем сейчас, 7 мая 2024 года. Шесть лет назад контекстом инаугурации был известный митинг в честь победы на выборах с лозунгом «Мы – команда». И лозунг этот был обращён к элитам («выборной команде»).
Сейчас основной посыл речи – поддержка избирателей, всего народа, курса на защиту суверенитета страны:
«Судьбу России мы будем определять сами и только сами ради сегодняшних и будущих поколений. Мы должны вырастить и воспитать поколения, которые будут укреплять могущество России. Мы единый и великий народ и вместе преодолеем все преграды, реализуем всё задуманное. Вместе победим!»
Та «команда» как бы была символом сплочения элит вокруг Путина, теперь же прозвучал совсем иной смысл. Народный мандат на суверенитет.
В целом идеология защиты суверенитета транслировалась и Кремлём, и элитами все последние годы. Но в нынешней речи все идеологические мотивы собраны воедино и оглашены как стратегия развития – с опорой на собственные силы, вопреки внешним вызовам. Если раньше такого рода задачи были одним из вариантов, то теперь они неизбежны: всему виной санкции и обострение глобальной конкуренции на всех фронтах.
Собственно, это и были те сюрпризы и нововведения, которые анонсировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В остальном церемония сохранила все компоненты традиции, включая молебен с патриархом, как и в прошлые годы.
Если в церемонию инаугурации были внесены лишь смысловые изменения, то как это отразится на дальнейшей политике Владимира Путина? Будет ли он консервировать формат своего правления или пойдёт на перестройку в связи с новыми вызовами?
«При этом стабильность не означает косность. Наша государственная, общественная система должна быть гибкой», – анонсировал президент все возможные дальнейшие шаги. Насколько резкими они будут – угадать решения Владимира Путина никто не способен.