Подготовка к старту кампании по выборам президента РФ проходит в медийной тишине. Это частично объяснимо: фамилия главного кандидата сомнений у большинства политических игроков не вызывает. На места уже спущены желаемые плановые показатели явки и результатов голосования. Но кто именно и какими методами будет администрировать достижение этих показателей, окончательной ясности нет.
В начале октября на фоне затянувшейся предвыборной паузы сотрудники Администрации президента провели знаковое мероприятие. На нём обсуждалась судьба новых российских регионов и стратегия президентской кампании. Кто-то из участников дискуссии рассказал «Коммерсанту» об её «идеологической рамке»: Россия – отдельная цивилизация, «семья семей», для которой важны традиционные ценности, её атакуют враги, но благодаря консолидации общества они ничего не добьются.
Также издание транслировало давно ходившие слухи о том, что старт неформальной президентской кампании намечен на ноябрь и приурочен к открытию на ВДНХ Международной выставки-форума «Россия». Согласно одному из сценариев, именно на этой площадке Владимир Путин может публично объявить о своём выдвижении на новый срок.
По данным источников «Октагона», на мероприятии помимо этих ожидаемых тезисов прозвучали и необычные. В интерпретации отдельных участников они могут свидетельствовать об отсутствии окончательного решения вопроса о главных администраторах кампании. В пользу этой версии говорят затянувшиеся отпуска некоторых отвечавших за скандальные выборы в Хакасии сотрудников Администрации президента. Вместо них совещания проводят другие должностные лица.
В число потенциальных новых администраторов инсайдеры включают заместителя председателя Правительства Юрия Трутнева. Но реальность перемещения вице-премьера на новую должность в силу ряда причин выглядит спорной. В связи с отсутствием решения об администраторах кампании до сих пор не утверждён список членов президентского избирательного штаба, который должен в течение всей кампании работать на выставке «Россия».
Описанный сценарий старта кампании противоречит президентским вводным.
На пленарной сессии Восточного экономического форума Владимир Путин отказался отвечать на вопрос о возможности его выдвижения на новый срок.
«В соответствии с законом решение [о выборах президента] парламент должен принять в конце года. Вот когда это решение будет принято, будет объявлено о выборах, дата будет названа, тогда и поговорим», – обосновал своё мнение действующий глава государства.
Совет Федерации объявит дату выборов в декабре – через месяц после открытия выставки «Россия». Категоричность сделанного президентом заявления не оставляет до этого срока возможности даже для неформальной кампании.
Часть конспирологически мыслящих экспертов видит в происходящем признак продолжения переговоров о замене главного кандидата. Но если такие переговоры и ведутся, то они грозят их участникам политическим поражением. Источники издания не исключают, что одной из целей предвыборной паузы является проверка обладающих президентским потенциалом политиков на лояльность: любой фальстарт и несогласованные шаги с их стороны будут расценены как недружественные всей системе.
Результаты периодически публикуемых соцопросов демонстрируют небывалую сплочённость общества вокруг власти. Но эти цифры отражают лишь часть настроений россиян. В вопросах, напрямую не касающихся внутренней и внешней политики, в обществе нарастает раскол. И главным поводом для него стало восприятие образа будущего страны.
Пропагандисты обходят это понятие стороной, внедряя в массовое сознание простой тезис: «Не до образа будущего, когда Отечество в опасности». Но призыв жить одним днём устраивает не всех.
Отсутствие понимания того, какой будет страна в перспективе, плодит апатию, тревожность и бегство от становящейся всё менее комфортной реальности.
В интервью РБК генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров пояснил, что у россиян сформировались четыре образа будущего. Первый из них, условно названный «Комфортной Россией», ориентирован на идеализированный образ Запада, где комфортно, изобильно и мирно. Во втором – «техно-гаджет-будущем» – ставка сделана на технический прогресс. Третий образ – «Справедливая Россия» – укоренился в головах людей с умеренно левыми взглядами. Четвёртый под названием «Великая Россия» привлекателен для «воюющей России».
Каждая из этих групп нуждается в представителях во власти, а власть испытывает потребность в идеологии, способной собрать разрозненные кусочки пазла взглядов на будущее воедино. Но о единой картине пока речи не идёт.
Впервые с проблемой появления в обществе новых настроений и отсутствия способных влиять на него механизмов столкнулся бывший первый заместитель главы Администрации президента Владислав Сурков. В «тучные нулевые» в стране возник мелкобуржуазный слой населения с альтернативным взглядом на развитие государства. Его представители стали ядром «болотных протестов». Власть вовремя не уловила этот тренд, продолжив работать по старым лекалам.
В декабре 2011 года Сурков заявил в интервью о необходимости создания в России либеральной партии с парламентским представительством для раздражённых городских сообществ и опасности усиления вертикали власти.
«Вертикаль реагирует на сбои в управлении стремлением стать ещё вертикальнее, ещё уже, проще, примитивнее. Это ошибочный метод. Он ведёт к ещё большей замкнутости и, как следствие, к большему хаосу. <...> В открытой системе больше турбулентности, но, как ни парадоксально, больше и устойчивости», – аргументировал свою мысль Сурков.
Вскоре он лишился должности первого заместителя главы администрации. Освободившийся пост занял Вячеслав Володин. Новый внутриполитический администратор проявил себя как идеальный технократ. Он не претендовал на создание кремлёвской идеологии, а без фантазий, качественно контролировал пространство региональной электоральной политики.
Технократизация внутренней политики привела к расширению слоя людей, для которых их личная жизнь стала важнее интересов государства.
Значительная часть электората потеряла интерес к выборам. На выборах в Госдуму в 2016 году была зафиксирована самая низкая в истории новой России явка – 47,88 процента. В абсолютных цифрах «Единая Россия» набрала меньше, чем в 2011 году, – 28,5 млн голосов против 32,3 млн.
С тех пор политическая апатия стала одной из базисных проблем власти. Акцент населения на личных интересах и его нежелание воспринимать интересы государственные привели к расколу в период проведения пенсионной реформы. Отдалённые последствия того тренда ощущаются по сей день.
Команда сменившего Вячеслава Володина Сергея Кириенко взяла курс на моделирование внутриполитических процессов. Их метод работы позволял гасить спонтанно возникавшие кризисы, но долгое время не генерировал идеологию, реагирующую на внутренние изменения в обществе.
Попытка решить эту проблему была предпринята лишь в конце 2022 года. Внутриполитическая команда Кремля сформулировала идею «пентабазиса» как ценностной идеологии российского общества. Эта модель подразумевает наличие пяти уровней: человек, семья, общество, государство и страна. Предусмотренные ею образы будущего сформулированы весьма абстрактно. Вот лишь некоторые цитаты из положенной в основу модели научной статьи:
«Российское будущее – это вторая часть “Мёртвых душ”, сожжённая Гоголем».
«Россия – мировой страж, “страж добра”».
«Пирожок, который гармонично сочетает в себе разное: горькое, кислое и сладкое».
«Государство – магнит среднего размера. Магнит должен создать единое для всех поле определённой общности, которое будет метафорой общих правил».
Идеологические установки общества в целом эта модель не изменила. Люди продолжают ставить личное выше общественного.
Согласно опубликованным телеграм-каналом «Незыгарь» результатам фокус-групп, «по мере пролонгации военной операции (СВО. – τ.) фокус внимания граждан постепенно возвращается к локальной повестке».
«В структуре социального недовольства в регионах доминирует тематика роста цен на продукты первой необходимости, а также вопросы здравоохранения, ЖКХ, экология, инфраструктурные проблемы и другое. Данные закрытой аналитики ЦУР показывают: обеспокоенность граждан локальной повесткой возрастает уже несколько месяцев подряд», – отмечают социологи.
Сможет ли сделанная будущими кураторами президентской кампании ставка на традиционные ценности и образ России как «пирожка» ответить на изменившиеся и значительно усложнившиеся запросы общества, покажет уже самое ближайшее время.