Очередная федеральная предвыборная кампания стартовала в России с нарушением сразу нескольких устоявшихся политических традиций. Списки кандидатов начали формироваться с необъяснимым опережением всех графиков, в неблагоприятных внешнеполитических условиях и с заложенным в них самих внутренним конфликтом. Фамилии будущих кандидатов говорят о ястребином настрое власти, но в ежечасно меняющихся геополитических реалиях говорить о сколь-либо длительных трендах как минимум наивно.
Согласно действующему законодательству, партии обязаны официально утверждать состав своих общефедеральных списков на выборах в Госдуму на съездах, которые обычно проходят за 2-3 месяца до дня голосования. Оглашать их в более ранние сроки до недавнего времени не стремилась ни одна из политических структур. Не отличалась торопливостью и «Единая Россия». Например, в 2021 году президент Владимир Путин назвал состав пятёрки «паровозов» правящей партии лишь 19 июня. Список тогда возглавили бывший министр обороны России Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров и главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко.
Причины, заставлявшие партии откладывать важнейшее кадровое решение, лежали в практической плоскости. Включение в федеральный список какой-либо фамилии возможно только после проведения тщательных социологических замеров на территории всей страны. Из-за низкого рейтинга не попал в 2021 году в число кандидатов в депутаты Дмитрий Медведев. К тому моменту прошёл слишком короткий срок после проведённой его правительством пенсионной реформы и включение в список «Единой России» бывшего премьера могло бы настроить против партии власть значительное число избирателей.
За время СВО социология превратилась из объективного в очень условный инструмент. Гораздо большая доля респондентов начала относиться к звонящим им по телефону или приходящих к ним домой интервьюерам как к представителям власти. Многократно выросло число людей отказывающихся отвечать на задаваемые ими вопросы, либо дающих социально одобряемые ответы. Поэтому, если многочисленные посты Медведева со сниженной лексикой о «подсвинках», «упырях», «глумливых прислужниках» и «изнасилованных повелителями тьмы» политиках и повысили его формальный рейтинг, то соответствующие цифры в итогах опросов могут оказаться не вполне соответствующими реальности.
Избрание лидера предвыборного списка – всегда политические решение, которое должно соотноситься с внешнеполитическими событиями.
Сегодня наиболее актуальная тема на внешнем треке – организация переговоров об урегулировании украинского конфликта. Пока миротворческие усилия не имеют должного успеха. Публикация в такой момент явно «ястребиного» проекта предвыборного списка «Единой России» может быть воспринята на Западе как намёк на официальную позицию.
Предвыборный список также должен соотноситься с программой партии, её целями и задачами до конца срока полномочий формируемого органа власти. В случае с предстоящими выборами в Госдуму – до 2031 года. Если опубликованные РБК данные, что проект рассматриваемого в Кремле в эти дни проекта списка «Единой России» возглавляют два наиболее ярких «ястреба» – Дмитрий Медведев и глава МИД Сергей Лавров – верны, то нас может ожидать мобилизационная пятилетка. Мы можем увидеть пропитанную милитаристским духом предвыборную кампанию и услышать призывы к единению общества на протяжении долгого времени после подведения итогов голосования.
Медведев и Лавров могут продлить милитаристское направление в политике.Фото: сайт президента России
При этом нет никаких гарантий, что внутри самой фракции «Единая Россия» будет царить мир и спокойствие. Действовавшие до этого аппаратно-политические правила не позволяли включить в один предвыборный список кандидатов от конкурирующих элитных и политических групп. Занимающих третье и четвёртое места в опубликованном РБК проекте предвыборного списка кандидатов – директора Московского клинического научно-исследовательского центра больница № 52, бывшего сопредседателя предвыборного штаба Владимира Путина Марьяну Лысенко и начальника центрального штаба движения «Юнармия» Владислава Головина (позывной в ходе боевых действий на Украине – Струна) – действительно можно назвать единомышленниками Медведева и Лаврова. Но замыкающего пятёрку военного корреспондента Евгения Поддубного часто относят к особой, относительно независимой политической группе.
Военкоры, несомненно, по своей природе – «ястребы». Они сделали себе имя освещая военные действия и, поэтому, как никто другой заинтересованы и далее получать милитаристские пиар-дивиденды. Но от всех других «ястребов» их отличает способность выражать личное мнение по поводу предпринимаемых военными действий. И не все их комментарии за время СВО были одобрительными.
Из-за сочетания перечисленных качеств большую часть военных корреспондентов принято относить к группе так называемых «рассерженных патриотов». Учитывая, что все военкоры ведут собственные телеграмм-каналы с аудиторией в среднем по одному миллиону человек, они в состоянии оказывать существенное влияние на российское общество. Как именно будут военкоры и их информационные инструменты контролироваться «Единой Россией» после выборов в Госдуму и возможен ли такой контроль в принципе, сегодня сказать не сможет никто.
