2025 был «день сурка» длиною в год. С ходу и не вспомнить, сколько было этих «очень хороших» встреч, планов с разным количеством согласованных и спорных пунктов и разочаровывающих откатов. Все эти сюжеты развивались по спирали, уходящей в дурную бесконечность. Налёт украинских беспилотников на валдайскую резиденцию российского президента за три дня до наступления нового года может стать поводом для пересмотра старой повестки, но пока явных признаков слома старого сценария не видно.
Глава МИД РФ Сергей Лавров сразу же заявил, что «Россия не собирается выходить из переговорного процесса с США», но её позиция в отношении Украины будет пересмотрена. Это может означать, что об уступках Москвы, согласованных во время встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске, можно забыть. Основания для этого есть: киевский режим перешёл к политике государственного терроризма и сделал это под прикрытием переговоров Владимира Зеленского с президентом США в его поместье Мар-а-Лаго.
Россия сразу же пообещала силовой ответ. Лавров сообщил, что «объекты и время ответного удара уже определены». Но точно так же Москва реагировала и на другие выходки киевского режима. Её ответы были болезненными, но вписанными в логику войны. На политическом треке эти ответные удары не сказывались. О наказании или нейтрализации настоящих организаторов всех этих провокаций речь вообще не шла.
Общая диспозиция известна всем
Все серьёзные игроки понимают, что контролеры Владимира Зеленского и планировщики устранения Трампа, а теперь еще и Путина сидят в одном и том же центре принятия решений, который равным образом связан и с пытающимся восстановить своё влияние Лондоном, и с демократами-глобалистами в США.
Этот фактор превращает мировую политику в противостояние условных сил добра и коалиции зла. Первые пытаются скорректировать архитектуру стремительно меняющегося мира, избегая больших потрясений, вторые играют на обострение. Де-факто на западном направлении идёт борьба партии мира (связка Путин-Трамп) и партии войны.
Дональд Трамп и Владимир Путин на объединенной военной базе Элмендорф-Ричардсон в Анкоридже.Фото: Daniel Torok/White House/Flickr/Publik Domain
В контексте этой большой игры не так уж важно, что именно происходило на встречах президента США и Зеленского, включая последние посиделки в Мар-а-Лаго. Важно другое: позиции Москвы и Вашингтона постепенно сближаются, а глава киевского режима постоянно ищет и находит поводы зафиксировать непримиримость позиций России и Украины, чтобы сорвать или хотя бы затормозить переговорный процесс. На его последнем витке точками преткновения стали территориальный вопрос, гарантии безопасности Украины и судьба Запорожской АЭС. Но в данном случае конкретика имеет второстепенное значение.
Условия мира не меняют сути конфликта
Чтобы договориться стороны должны этого хотеть. На деле же Путин и Трамп честно пытаются – отсюда бесконечное обсуждение пунктов мирного плана, а Зеленский нет, потому что он не политик, а функция – винтик, реализующий в меру своих возможностей стратегию глобальной партии войны. Он, может быть, и хотел бы сменить хозяина, но не может.
Устранять его или бить по Банковой, как предлагают возбужденные заявлениями Лаврова сетевые эксперты, бесполезно. В Киев уже готов вернуться Валерий Залужный – посол в Великобритании и бывший главнокомандующий ВСУ, а, по сути, такая же марионетка глобальной партии войны. Он может оказаться более опасным для России из-за популярности в украинских войсках и менее подмоченной репутации.
ФОТО 03 Смена фигур ничего не меняет: Залужный служит тем же силам, но опаснее из-за репутации и поддержки в войсках.Фото: ArmyInform/CC BY 4.0
Логика намерений глобальных игроков определяет суть противостояния, а логика возможностей корректирует развитие конфликта. Российская армия наступает по всей линии боевого соприкосновения и наносит существенный урон военной, энергетической и транспортной инфраструктуре Украины, превращая не только «просроченного президента» Зеленского, но и весь возглавляемый им режим в настоящую «хромую утку» – этот важный фактор невозможно нивелировать.
Ставки растут
Приняв решение об атаке на резиденцию Путина, «партия войны» фактически сыграла ва-банк, запустив новый виток эскалации. Отчасти этот тактический ход объясняется провалом предыдущих попыток сломить Россию с помощью санкций, поставок оружия ВСУ и внесения раскола в российские элиты. А итоги совещания, которое провел Путин на одном из пунктов управления Объединённой группировкой войск, вполне могли стать спусковым крючком провокационной авантюры.
Зеленский вёз на встречу с Трампом предложения, подразумевавшие уход России с освобождённых территорий и фактическое членство Украины в НАТО без формального вступления в альянс.
Путин превентивно ответил на них, дав понять, что территориальный торг более не уместен.
Если Киев не готов завершить военный конфликт путем переговоров, говорить о взаимных уступках бессмысленно – вошедшие в состав России регионы придётся освобождать силой.
Кроме того, Зеленскому и стоящим за его спиной кукловодам напомнили, что Москва не потерпит присутствия на Украине западных войск, поскольку утверждение её внеблокового статуса является одной из главных целей СВО – никакие компромиссы на этот счёт невозможны. Ещё одним важным фактором, повлиявшим на настрой конфликтующих сторон, стало сближение позиций России и США, что изменило суть их двухстороннего диалога.
Всё было не напрасно
Москва не зря вела переговоры с Вашингтоном в течение почти всего уходящего года. За это время амплитуда колебаний импульсивного Трампа существенно уменьшилась, а по некоторым вопросам он принял точку зрения Путина. Президент США признал, что у России есть национальные интересы, и она имеет право их защищать, и отказался от идеи временного перемирия. Теперь он считает, что такое решение приведёт к затягиванию конфликта.
Трамп признал право России на защиту национальных интересов.Фото: телеграм-канал «Минобороны России»
На днях Трамп публично дистанцировался от украино-европейского «плана из 20 пунктов» и отверг рассуждения о том, что Москва не настроена на мирный сценарий. На брифинге после обеда с Зеленским президент США выступал, как пиарщик Путина: «Я верю Путину. Путин сказал мне, что он хочет закончить войну… Путин искренне хочет, чтобы Украина была успешной».
В конце минувшей недели Трамп говорил, что надо спешить с заключением сделки, потому что Россия может «забрать в ближайшие месяцы ещё большие территории Украины». Теперь он называет действия Киева (атаку на резиденцию Путина) «сумасшествием» и говорит, что этот инцидент изменит подход Вашингтона к украинскому лидеру: «Одно дело – оскорблять [Путина], а другое – нападать на его дом. Этого нельзя делать. Я был очень зол, когда Путин рассказал мне об этом».
Свет в конце переговорного туннеля
После разговора с Путиным, который состоялся перед последней встречей с Зеленским, Трамп заявил о впечатляющих перспективах экономического сотрудничества США с Россией в случае завершения конфликта на Украине. На следующей день он снова вернулся к этой теме: «У Россия отличная земля, природные ресурсы, мы можем торговать с ней».
В итоге получается, что мир на Украине нужен Трампу для того, чтобы форсировать выгодное сотрудничество с Россией. В таком подходе есть определенная доля лукавства, но по большому счёту Украина не представляет для Трампа никакой ценности. Доступ к украинским ресурсам Америка уже получила, а в политическом плане киевский режим мешает заключению большой сделки, подразумевающей выстраивание новой геополитической конструкции.
В результате диалог Вашингтона с Москвой ведётся в основном не о мире на Украине, а о том, что будет после того, как киевский режим отступит или будет разгромлен. В архитектуре будущего нет места Украине, равно как и нынешней Европе. В Брюсселе говорят, что Трамп и Путин работают на разрушение Евросоюза, и они правы.
Руководство ЕС выбрало войну, а не мир, к которому стремятся Россия и США.
Однако добиться поставленной цели будет не просто. Несмотря на изменение позиции Трампа, он продолжает действовать крайне осторожно. Чтобы остановить военные действия американцам достаточно прекратить снабжать Украину разведданными, выключить Starlink и остановить поставки оружия, но сделать это в силу множества внутриполитических причин президент США не может.
Поэтому России придётся воевать, не выходя, как подчеркнул Лавров, из переговорного процесса. А дальше, как карта ляжет. Либо под напором российских войск рухнет украинский фронт, либо затравленный Зеленский (или его преемник) согласится на приемлемые для Москвы условия мира, либо Трамп ближе к осени 2026 года решится на радикальные меры, чтобы предъявить избирателям свою победу в виде мира на Украине и тем самым повысить акции республиканцев накануне выборы в Конгресс.
