«Единая Россия» поставила на паузу обсуждение ряда ключевых вопросов. Причина этого не только и не столько президентская кампания, в ходе которой партия направляет максимум ресурсов на поддержку главного кандидата. Возобновились разговоры о возможности послевыборных кадровых перестановок в руководстве партии. У новых людей могут оказаться новые взгляды на старые проблемы.
Как сообщили «Октагону» несколько осведомлённых источников, в числе прочего предметом обсуждения стала судьба Андрея Турчака. О вероятности его продвижения на более значимый пост говорится с декабря 2017 года. Именно тогда почти одновременно с избранием на пост секретаря генсовета партии он занял должность вице-спикера Совета Федерации. Всем памятно, что во время представления кандидата председатель палаты Валентина Матвиенко оговорилась:
«Предлагаю избрать новым председателем... То есть председателем ему ещё рано. Пока ещё заместителем. Предлагаю избрать заместителем председателя Андрея Анатольевича Турчака».
Оговорка была воспринята серьёзно. На протяжении последующих лет эксперты и партийные функционеры находили всё больше доводов в пользу того, что дальнейшая карьера Турчака пойдёт именно по этой линии. В преддверии президентских выборов тема получила новое дыхание. После их окончания, в апреле текущего года, Валентина Матвиенко отпразднует 75-летний юбилей. В ноябре завершится срок её полномочий в качестве сенатора. В связи с этим вероятность того, что место третьего по статусу лица в государстве станет вакантным, резко возрастает.
В пользу версии о ждущем Турчака повышении свидетельствует и его увеличившаяся в последние месяцы активность.
Среди прочего он неоднократно совершал поездки в зону специальной военной операции. Но опрошенные редакцией источники считают вариант с избранием главы генсовета ЕР преемником Валентины Матвиенко неосновным.
– То, что Андрей Турчак засиделся на сегодняшнем месте, понимают многие. Но то, что он заработал место Матвиенко, факт ещё не доказанный. Это место войдёт в пакетное кадровое соглашение, в рамках которого на него, несомненно, появится много других претендентов, – отмечает эксперт, близкий к федеральным органам власти.
Другой собеседник «Октагона» полагает, что Турчак слишком молод для поста спикера Совфеда. По сложившейся традиции его занимают возрастные ветераны российской политики. И эта традиция вряд ли будет прекращена.
Андрей Турчак занимает пост Секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» с октября 2017 года.Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
В качестве альтернативного сценария для кадрового продвижения Турчака специалисты называют должность первого заместителя главы Администрации президента (АП).
– Андрей Турчак – отменный организатор и аппаратчик, выстроивший отношения со всеми губернаторами, хорошо разбирающийся в региональной специфике. Это навыки, наиболее востребованные для руководства внутриполитическим блоком Кремля, – рассуждает осведомлённый политический эксперт.
Он подчёркивает, что вероятность реализации этого сценария зависит от исхода аппаратно-кадровой игры, которую ведут действующий первый заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко и вице-премьер Юрий Трутнев. Если их усилия приведут к незапланированным результатам, то назначение Турчака в АП может стать реальностью.
Один из наиболее сложных вопросов – кто в случае повышения Андрея Турчака сможет вступить в борьбу за освобождённое им место.
Собеседники «Октагона» замечают, что внутри «Единой России» способных вести такую борьбу сил нет. Кадровый состав партии в подавляющем большинстве своём ориентирован на Андрея Турчака. Даже группа составлявшего в своё время конкуренцию Турчаку спикера Госдумы Вячеслава Володина находится в тени.
В связи с этим наиболее вероятен приход на должность секретаря генсовета стороннего человека. Например, может повториться схема, по которой на партийный пост в 2017 году был назначен сам Турчак – он пришёл с губернаторской должности. Поэтому источники издания советуют экспертам присмотреться к активным главам регионов. Не исключено, что кому-то из них скоро может быть сделано предложение, от которого нельзя отказаться.