Накануне Владимир Путин подписал закон, увеличивающий до 70 лет предельный возраст лиц, занимающих должность ректора вуза. Появилась норма, в соответствии с которой в отдельных случаях срок пребывания ректора или руководителя научной организации в должности может продлеваться и после достижения им 70-летнего возраста. У истории с продлением управленческой жизни мастодонтов высшего образования сложная подоплёка. «Октагон» разобрался в том, как группа влиятельных ректоров пролоббировала поправку, и кто проиграл в результате этой спецоперации.
Новый федеральный закон повышает предельный возраст ректоров с 65 до 70 лет без права продления. Исключение сделано для ректоров МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ. Кроме того, один и тот же человек не может занимать должность ректора более трёх сроков, говорится в законе. Важно и другое: подписанный закон фактически обнуляет сроки ректоров, то есть те вузовские руководители, которые работают сейчас третий срок подряд, получили возможность проработать ещё три срока. Новые нормы должны вступить в силу с 1 июля нынешнего года.
Ещё одно последствие закона: новый министр образования и науки Валерий Фальков получил карт-бланш на процесс укрупнение вузов (их сейчас в России около двух тысяч) через укрепившееся ректорское сообщество и инструменты Российского союза ректоров.
Федеральный закон успокоил обстановку вокруг высших учебных заведений, что, безусловно, является значимым фактором накануне процедуры голосования по поправкам к Конституции: крупнейшие вузы по-прежнему представляют собой важный административный ресурс плебисцитов федерального уровня.
Приказано зачистить
Закон стал победой консерваторов в российском образовании. Сражение шло последние два-три года и стоило поста министру образования Михаилу Котюкову. Одними из идеологов фактически остановленной реформы, которая предусматривала зачистку ректорского корпуса, являются помощник президента Андрей Фурсенко и руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
По данным «Октагона», операция, целью которой ставился уход возрастных ректоров, стартовала ещё в 2018 году. У занимавшего на тот момент пост главы Министерства науки и высшего образования России Михаила Котюкова была сформирована папка с фамилиями почти 50 ректоров вузов страны, которым исполнилось больше 65 лет. Их хотели отправить на отдых.
Однако в процессе подготовки ротации вдруг выяснилось, что за каждым ректором стоят те или иные покровители из первой двадцатки представителей верхов российской власти и бизнеса.
Источники «Октагона» рассказывают, что к помощнику президента России по науке и образованию Андрею Фурсенко, куратору ротации учёного актива, который не так уж доступен для лоббистов, ходили влиятельные люди – хлопотать за ключевых ректоров.
Фурсенко хотел, чтобы кадровое обновление руководства вузов вывело Россию на ведущие позиции в мировом образовании, но оказался бессилен перед союзниками нынешних ведущих ректоров. А нынешний состав управленцев университетов и научных школ считает, что реформа в образовании ведёт страну как раз в обратном направлении.
– Судя по всему, тогда министр Котюков и понял, что если он всерьёз займётся заменой ректоров, то получит «ответку» – обратная волна вполне может его снести с поста министра, – говорит источник «Октагона», знакомый с подробностями аппаратных сражений. – Именно поэтому Котюков фактически не предпринимал никаких действий, не проводил общие встречи с ректорами. Очевидно, что Андрей Фурсенко был недоволен таким положением дел. Можно предположить, что это и стало причиной снятия Котюкова и замены его на Валерия Фалькова.
Одним из идеологов реформы зачистки ректоров «в возрасте» был помощник президента Андрей Фурсенко.Фото: Эмин Джафаров/Коммерсантъ
После ухода из правительства Михаила Котюкова (источники прочат его в губернаторы одного из уральских регионов) операцию по «сносу» ректоров должен был обеспечить Сергей Кравцов – 21 января 2020 года он получил пост министра просвещения. Ранее Кравцов занимал кресло главы Рособрнадзора. Примечательно, что Кравцова рекомендовали президенту Путину ещё в Рособрнадзор сразу несколько покровителей: помощник главы государства Андрей Фурсенко, Григорий Трубников, занимавший на тот момент пост первого замминистра науки и высшего образования (сейчас – первый вице-директор Объединённого института ядерных исследований), а также ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Источник «Октагона» утверждает: именно эти люди поставили перед Кравцовым две ключевые задачи – зачистку сектора образования от «плохих» вузов путём объединения нескольких учебных заведений в одно, а также обеспечение перехода отраслевых вузов в подчинение Министерству науки и высшего образования России.
После подписания президентом федерального закона стало ясно: Кравцов (на фото справа) не справился с поставленными перед ним задачами.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
При этом Кравцов якобы был предупреждён, что если он не справится с поставленными перед ним задачами в установленные сроки, его снимут с должности.
Подписанный президентом федеральный закон демонстрирует, что Кравцов не справился. Зато укрепился новый министр образования и науки Валерий Фальков.
В направлении статус-кво
На фоне растущей угрозы ротации вузовское сообщество сумело консолидироваться – за два года фактически оформился «заговор ректоров» российских высших учебных заведений.
По информации «Октагона», одна из инициативных ректорских групп подготовила в 2019 году письма-обращения на имя Владимира Путина, тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева, председателей обеих палат Федерального собрания Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина с критикой намерений Министерства науки и высшего образования России массово отправить в отставку тех ректоров, возраст которых превысил планку в 65 лет.
Авторы обращения просили учитывать опыт работы ректоров на их постах при принятии решений об их будущем. Эти письма-обращения тогда подписали ректоры почти всех московских и региональных вузов страны, за исключением Санкт-Петербурга. (За что, кстати, последние подвергались резкой критике со стороны коллег – «за трусость».) Тогда же свою позицию публично обозначает патриарх отечественного образования – ректор МГУ Виктор Садовничий выступил с заявлением, что руководителям вузов необходимо разрешить работать на их постах до 70-летнего возраста.
Группа влиятельных ректоров – это примерно 70–100 человек возрастных и опытных людей с обширными связями. При этом внутри этой сотни около 30 человек составляют близкий круг Садовничего.
Как считается, нынешний министр образования и науки Валерий Фальков позитивно настроен к ректору МГУ, которого признают одной из наиболее влиятельных фигур в образовательном сообществе. По информации «Октагона», Фальков при назначении получил карт-бланш и привёл с собой своих людей, в том числе на посты двух своих заместителей.
Садовничий, в свою очередь, пользуется поддержкой главы «Роснефти» Игоря Сечина, в связке с которым МГУ реализует масштабный проект по развитию генетических технологий.
Как пояснил «Октагону» глава аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский, подписанный президентом документ называли законом о «пожизненных сроках» ректоров вузов:
– Надо понимать, что одному из самых возрастных ректоров, ректору МГУ Виктору Садовничему, в апреле прошлого года исполнилось 80 лет. Есть и объективные факторы принятия закона: повышение продолжительности жизни, повышение пенсионного возраста в России. Самое главное в этом законе – приведёт ли он к обнулению сроков. Если это обнуление произойдёт, то ещё 10–15 лет ректоры смогут находиться у руля вузов. Это очередной шаг в сторону сохранения административного и управленческого статус-кво.
В 2019 году Садовничий заявил, что руководителям вузов надо разрешить работать на занимаемых ими постах до 70 лет.Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Игнатовский подчеркнул, что законом влиятельные ректоры «фактически обкладывают Министерство образования, которое будет вынуждено считаться с их позицией».
– Это будет некий совет старейшин, образовательное «политбюро». Это также один из способов контроля за тем или иным вузом. Если всё у тебя будет нормально – будешь как минимум до 70 лет сидеть в кресле. Это весомый аргумент для заслуженных и пожилых деятелей. Стоит отметить, практика 1990–2000-х, когда целые госвузы передавались по наследству от родителей к детям, ушла в прошлое ещё при министре [Дмитрии] Ливанове, – напомнил собеседник издания.
По оценкам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, новый закон позволит отойти от формальной практики, из-за которой опытных и серьёзных ректоров «отправляли на покой».
– Это происходило исключительно из-за предельного возраста ректоров, то есть из-за формального признака. В итоге приходилось прибегать к разным уловкам – придумывали должности почётных ректоров и президентов. Это была абсолютно ненормальная ситуация, – признал Комков.
По словам эксперта, во многих мировых университетах вообще нет возрастного ценза:
– Кроме того, в мировой образовательной практике не оговаривается количество сроков пребывания на посту. Зачастую человек, обладающий необходимыми знаниями, компетенциями, может руководить учебным заведением хоть до смерти.