Правительство на распутье: цифровизация или новый курс?

Правительство на распутье: цифровизация или новый курс?

Политика 25 апреля 2020 Иван Зуев

Михаил Мишустин в Правительство России пришёл для выполнения новых национальных проектов. Многие прочили новому правительству судьбу кабмина Фрадкова, а самого бывшего налоговика называли технической фигурой. Однако стремительно развивающийся экономический кризис и эпидемия COVID-19 поставили премьера на первый план. Эксперты, опрошенные «Октагоном», считают, что первые 100 дней были относительно успешными для правительства Мишустина: он сумел сгруппировать наспех сформированный кабмин и проявил качества неплохого антикризисного управленца.

Мишустин в первую очередь – про контроль и учёт, теперь собираются на совещания рано, к 9 утра, при Медведеве так не было, говорит политолог Константин Калачёв. «Это вопросы оперативности и технологичности. Они были решены максимально чётко. Это пригодилось, потому что каждый день поступают новые вызовы и угрозы. Как антикризисный менеджер он себя проявляет неплохо», – комментирует он «Октагону».

Политолог Алексей Мухин напоминает, что изначально от Мишустина требовалось реструктурировать работу по нацпроектам, но все карты смешал коронавирус.

«Мишустина кооптировали в правительство под национальные проекты. А тут началось это всё, что мы наблюдаем сейчас. И он неожиданно даже для себя самого стал кризис-менеджером. Впрочем, по факту он и был им, потому что Медведева уволили за неисполнение нацпроектов, а его направили решать эту проблему».

Алексей Мухин | политолог Алексей Мухин
политолог

Новому премьеру также ставилась задача по цифровизации госаппарата и экономики. Не случайно на смену Медведеву был выбран именно глава Федеральной налоговой службы. Успехи ведомства в переходе на цифру давно обсуждались, и не только в специализированной прессе. К примеру, в России уже почти завершился переход средних и малых предпринимателей на онлайн-кассы. Благодаря этому налоговики могут практически в реальном времени отслеживать любой товар от таможни до прилавка.

«Мишустин тихонечко готовится к решению стратегической задачи – пересчитать всё податное население, то есть к цифровизации. Работа в этом направлении идёт, новости об этом появляются, но никто их не замечает из-за эпидемии. От правительства требуется, чтобы оно могло видеть в реальном времени доходы домохозяйств, а не только мелкого бизнеса».

Павел Салин | директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин
директор Центра политологических исследований Финансового университета

По мнению Павла Салина, Мишустин за прошедшие с назначения 100 дней «продемонстрировал себя как технократ без политических амбиций».

«Господин Мишустин показал себя именно тем, кем должен был показать, с точки зрения тех, кто его выдвинул. Техническая фигура, ещё более техническая, чем Медведев. Его попытка диктовать свою волю региональным элитам столкнулась с Кадыровым. То, что у остальных было на уме, у Кадырова было на языке, и он высказал это премьеру», – напоминает Салин.

Впрочем, политолог Алексей Мухин полагает, что Кремлю от нового премьера требуется прежде всего наведение порядка в работе над нацпроектами. Именно по этому его и будут оценивать.

«Посмотрим, как он справится с нацпроектами. Мы уже потеряли восемь лет: сначала были майские указы, потом суперуказ 2018 года. Медведев начал заниматься нацпроектами ещё 2006 году, мы пришли в 2020, а воз и ныне там», – говорит он.

Правительство Дмитрия Медведева начало заниматься нацпроектами ещё в 2006-м, но воз и ныне там.Правительство Дмитрия Медведева начало заниматься нацпроектами ещё в 2006-м, но воз и ныне там.Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости

Константин Калачёв добавляет, что Мишустин может столкнуться с куда более серьёзным вызовом, чем аккуратное исполнение намеченных Путиным целей. Очень вероятно, что в какой-то момент Мишустину придётся формировать новый взгляд на экономическую политику, поскольку пока ответственность за это не спешат брать на себя другие.

«Если говорить в футбольных терминах, то Мишустин был быстрой заменой, для усиления. Но иногда совершенно неочевидно, каков план на игру. Есть ли в целом стратегия? Мне кажется, что её наличие неочевидно. Президент ищет проекты, в которые можно вложить средства, чтобы они стали драйвером развития. Очень остро стоит вопрос о диверсификации экономики, потому что мы как были углеводородной державой, так и остались. Всё это требует стратегического мышления. Требует инициативы, а значит, решить, являешься ли ты партнёром президента или нет, и ты только техническая фигура», – говорит Калачёв.