Что ни день, власти объявляют о всё новых и новых мерах поддержки людей и российской экономики. Такого в нашей стране не было давно. Фронтменом процесса выступил лично президент. Нарастающий кризис переводит проблему спасения бизнеса и поддержки населения из ранга экономической в политическую. На кону – карт-бланш от народа.
Российское правительство готовит третий и четвёртый пакеты мер поддержки экономики в связи с пандемией коронавируса. Об этом в интервью на Первом канале заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Ранее о неизбежности третьего пакета мер подробно писал «Октагон».
По словам Решетникова, остановить расходы бизнеса очень сложно. «Даже те отсрочки по налогам, которые мы дали, к ним придётся вернуться», – сказал министр. Очевидно, это означает более глубокие льготы для предпринимателей, чем те, что были приняты до этого.
Что касается социальных обязательств, то, по словам министра, государство нести их «абсолютно готово»: «Вопрос о том, как платить пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и так далее, – он не стоял, не стоит и не будет», – сказал Решетников.
А вот прямой раздачи денег населению, видимо, не будет. Против этого уже выступили Герман Греф (мол, Россия не может, как США, быстро эмитировать 3 трлн долларов) и Эльвира Набиуллина – сторонница адресной помощи россиянам.
Между тем прямую раздачу денег населению используют не только Соединённые Штаты, где каждый американец с доходом ниже 75 тыс. долларов в год получает разовые 1200 долларов и по 500 долларов на ребёнка, но и, например, Япония – всем гражданам по 100 тыс. иен (927 долларов). В Гонконге выплаты составили 1280 долларов США на человека.
В целом, по словам Антона Силуанова, Россия готова израсходовать на борьбу с COVID-19 и сглаживание экономических последствий от эпидемии без малого 3,1 трлн рублей, или 2,8 процента от ВВП. Ещё 2 трлн рублей (1,8 процента от ВВП) из ФНБ будет потрачено на компенсацию расходов государства из-за падения нефтяных цен, сказал глава Минфина. Общий объём поддержки (включая компенсацию недопоступления налогов) министр оценил в 6,5 процента от ВВП.6,5 процента ВВП – это 7,2 трлн рублей. Возникает малопонятный «зазор» в 2 трлн рублей расходов. Но поверим Силуанову.
Тогда «коронавирусные» траты государства, очищенные от нефтяного фактора, составляют 5,1 трлн рублей, или 4,6 процента от ВВП.
А за границей больше
Расходы российского государства на преодоление последствий коронавируса можно сравнить с другими странами. Сопоставимые данные даёт опубликованная фондом «Петербургская политика» в день объявления второго пакета мер таблица заявленных расходов топ-50 стран с максимальным числом инфицированных.
Полученные исходя из слов Силуанова 5,1 трлн рублей поддержки, связанной с эпидемией и падением экономики, – это 34 753 рубля, или 470 долларов на каждого россиянина. Если сравнивать с другими странами (данные по расходам 50 стран мира с максимальным числом инфицированных даёт фонд «Петербургская политика»), то мы ближе всего к уровню расходов Австрии (31-е место в топ-50), где выделено в среднем 490 долларов на гражданина. В Иране (32-е место) уже поменьше – 286 долларов.
Даже в непростой для себя ситуации Россия помогала и другим странам: самолёт из России с медоборудованием для США в аэропорту имени Джона Кеннеди.Фото: пресс-служба постпредства РФ при ООН/ТАСС
А что у других? Вот страны, которым Россия так или иначе помогала в борьбе с эпидемией: Италия – 6152 доллара на каждого жителя страны, Сербия – 798 долларов, Белоруссия – 4 доллара, Соединённые Штаты – 24 138 долларов. Также интерес вызывает Китай – 259 долларов.
Интерес представляют не только абсолютные цифры, но и доля ВВП, которую правительства готовы тратить на борьбу с бедой. Именно так определяются взносы государств в международные организации от НАТО до ООН.
Относительно ВВП картина чуть иная. В абсолютных лидерах Германия – 37 процентов ВВП, затем Италия – 20 процентов, Британия – 16 процентов, Испания – 16 процентов и Франция – 14 процентов. В США этот показатель – 12 процентов ВВП. Как видим, Старый Свет по-прежнему «рулит». У России, напомню, 4,6 процента ВВП – не густо, но и не пусто.
Германия готова потратить 37 процентов ВВП на борьбу с последствиями пандемии.Фото: Matthias Schrader/AP/TASS
Что касается целей, на которые расходуются выделяемые средства, то они у всех идентичны. Это разовые выплаты, включая временный «безусловный доход», оплата отпусков, медицины, социальные гарантии самозанятым и безработным, «скачуха» по налогам и платежам для бизнеса. Здесь мы в общем потоке.
Есть куда расти
Россия не богатая Европа. Пока толстый сохнет, худой сдохнет. Почти 50 процентов работающих россиян уже существенно потеряли в доходе. В ближайшие полгода почти треть российских компаний намерена снизить зарплаты и ещё больше думает о сокращении персонала. Будущее вырисовывается почти апокалиптическое.
Масштаб предстоящих пертурбаций таков, что вопрос из экономического перерастает в политический.
Справятся власти с кризисом – получат карт-бланш от народа надолго. Не справятся – возможно всякое.
Глухой ропот недовольства уже сейчас можно наблюдать в соцсетях в случае каждого неудачного шага чиновников. Вспомним очереди в московском метро.
Это быстро поняли оппоненты Кремля справа. «Германия тратит на поддержку экономики $1,4 трлн, США – $2 трлн, а “нацлидер” возвращает в обиход милые сердцу “дефицит”, “очереди”, “заморозку цен”. И 12 тысяч в июне... На очереди – “продуктовые карточки”», – бьёт наотмашь из Лондона Михаил Ходорковский.
Идейные соратники беглого олигарха экономисты Сергей Гуриев, Владислав Иноземцев и Сергей Алексашенко и вовсе предложили довести объём антикризисных мер до 8–10 процентов ВВП. В том числе как в США напрямую раздавать средства людям («вертолётные деньги») ради поддержки потребительского спроса. Провоцируют? Вероятно, да, полагая, что Кремль на такое не решится, а они будут выглядеть народными заступниками.
Коммунисты предложили правительству раздать деньги – по 20 тыс. рублей на руки, но только в Москве.Фото: Yuri Kochetkov/EPA/TASS
Российские коммунисты тоже предложили властям раздать деньги – по 20 тыс. рублей на руки, но только в Москве. Их предложение выглядит разумнее, не таким политизированным с учётом огромного столичного бюджета и того факта, что столица пострадала от эпидемии сильнее.
Вообще облечённая властью оппозиция выглядит в нынешней критической ситуации более ответственно, чем несистемная. Так, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя оценивает уже объявленные властями меры скорее положительно. Её опасения связаны лишь с их реализацией, должным исполнением:
«Та сумма, которую уже дали, немаленькая. Если её эффективно использовать, можно очень хорошо смягчить удар кризиса. Но есть проблема, которая может всё смазать, – наша бюрократия... Для наших чиновников, особенно регионального и муниципального уровня, слово президента не является руководством к действию. Это надо ломать».
Вера Ганзя
член комитета Госдумы по бюджету и налогам
Впрочем, президент ещё может всех удивить, резко увеличив расходы государства до уровня, требуемого его политическими оппонентами. И даже выше. Прецедент есть. Цитата Путина от 2009 года: «Ни одна страна в мире не тратит столько на борьбу с кризисом, сколько Россия, – 12 процентов ВВП. 12 процентов! Можем ведь, когда хотим? Так что есть куда расти».
Да, нынешний кризис и прошлый – не совсем одно и то же. Оттягивать распад мира на макрорегионы, а именно это является его новым качеством, уже невозможно. Тем более происходящее толкает Россию, как и другие страны, к замене экономической практики каким-то новым, более актуальным, порядком. Системой, комплиментарной к жизненным нуждам народного большинства.