Итоги промежуточных выборов в США называют «политической ничьей»: у республиканцев незначительное большинство в конгрессе, который теперь станет «красным», у демократов – в сенате, который останется «синим». Но после всех соцопросов и прогнозов, предвещавших доминирование «красных» в обеих палатах парламента, эта «ничья» воспринимается демократами как добытая в тяжёлых боях победа, а республиканцами – как крушение надежды на реванш, поражение и серьёзное разочарование, за которым должны последовать разбор полётов и наказание виновных.
Несмотря на огромное количество нарушений в пользу «синих», в Республиканской партии решили закрыть глаза на злоупотребления, не поднимать, как два года назад, вопрос об «украденных выборах», а перевести стрелки на Дональда Трампа, обвинив его в «распугивании избирателей». Такой разворот части республиканского истеблишмента раскалывает партию и вызывает недоумение у части ядерного электората «красных», который в достаточно большой степени заряжен идеями трампизма.
Сговор части «красных» и «синих» элит
Поток обвинений в адрес Трампа за несколько дней оформился в медийную кампанию травли экс-президента, за которой просматривается игра части республиканского истеблишмента по выстраиванию двухпартийного консенсуса (программа максимум) или возвращению к традиционным «сине-красным» качелям (программа минимум). Оба варианта подразумевают отказ от идейно заряженного противостояния, которое продолжается с 2016 года, когда за пост президента боролись «красный» Трамп и «синяя» Хиллари Клинтон.
Этот манёвр республиканцев можно рассматривать как ответ на недавнее заявление Джо Байдена о необходимости достигнуть двухпартийного консенсуса. Зачем это нужно контролирующим почти все рычаги власти демократам, понятно. Обострившиеся экономические проблемы, «политика ненависти» к любому инакомыслию, разногласия между кланами демократического истеблишмента ведут страну к хаосу, о чём прямо говорят американские эксперты.
Джо Байден заявил, что необходимо достигнуть двухпартийного консенсуса.Фото: Office of the President of the United States/C0
Этот вызов требует быстрой смены трендов, но сделать это непросто: общественные системы обладают значительной инерцией. Продвигая на пост президента Джозефа Байдена, демократы сами подогревали конфронтацию, запуская проекты вроде BLM, а затем в ходе подготовки к промежуточным выборам снова запалили этот костёр, называя республиканцев фашистами и вообще исчадиями ада. Это довело накал противостояния до такого уровня, что в американских СМИ стали появляться публикации, обвинявшие демократов в том, что это они сами «демонстрируют хрестоматийные признаки фашизма».
При переходе от диалога по схеме «дурак – сам дурак» к двухпартийному консенсусу расчёт, судя по всему, был сделан на то, что от политики ненависти устали все слои американского общества, и потому усилия «красных» антитрампистов дадут необходимый результат, а заодно дискредитируют главного врага «синих» Дональда Трампа. Но, как показали дальнейшие события, эти манёвры натолкнулись на сопротивление другой, не согласной на компромисс части республиканского истеблишмента.
В минувшие выходные разразился скандал, спровоцированный публикацией политическим обозревателем консервативной направленности Майклом Сэвиджем истории о том, как при помощи биржи FTX из США на Украину выводились десятки миллиардов долларов, которые затем возвращались демократам в виде криптовалюты. По сравнению с этой информационной бомбой коррупционные художества сына президента Хантера Байдена выглядят невинной детской шалостью. И не исключено, что это только начало.
Рон Десантис как таран против Дональда Трампа
Главной внутриполитической целью демократов, если верить заявлениям Байдена, является уничтожение Трампа как политика. Но бывший президент сдаваться не собирается. 15 ноября, выступая перед своими сторонниками во Флориде, он выдвинул свою кандидатуру на пост президента США на выборах 2024 года. Это сразу же раскололо Республиканскую партию, часть членов которой уже сделала ставку на нового лидера.
Трамп начал третий поход на Белый дом
Дональд Трамп объявил, что будет баллотироваться на пост президента США в 2024 году и уже подал официальное заявление о выдвижении своей кандидатуры. В своём поместье Мар-а-Лаго во Флориде он обратился к сторонникам с часовой речью.
Перейти к материалуЕщё до выборов на эту роль начали продвигать известного своими консервативными взглядами губернатора Флориды Рона Десантиса. А после того как этот молодой (в сентябре ему исполнилось 44 года) политик триумфально переизбрался 8 ноября с перевесом в 20 процентов голосов и обеспечил в своём штате избрание «красных» кандидатов в конгресс и сенат, его стали рекламировать как «восходящую звезду» Республиканской партии и наиболее вероятного кандидата на пост президента на выборах 2024 года.
Лёгкость, с которой Десантису удалось добиться всех этих успехов, сильно контрастирует с тем, что происходило в других штатах, и это рождает подозрение, что демократов вполне устраивал рост его популярности, и именно поэтому на выборах во Флориде практически не был задействован административный ресурс. То есть речь шла о том, чтобы не мешать республиканцам победить в одном штате и получить таким образом мощный таран против Трампа в лице губернатора Десантиса.
На роль кандидата в президенты продвигали известного своими консервативными взглядами губернатора Флориды Рона Десантиса.Фото: Gage Skidmore/CC BY-SA 2.0
Эту версию подтверждают вбросы о том, что вытеснение Трампа за счёт раскрутки Десантиса является частью сценария, по которому «красные» получают незначительное большинство в конгрессе в обмен на выдавливание бывшего президента из республиканской элиты и большой политики. По другой версии, от республиканцев требуют всего лишь не мешать демократам расправиться с Трампом, которому генеральный прокурор Меррик Гарланд собирается предъявить крайне серьёзные обвинения. Более того, ходили слухи, что итоги выборов не будут подведены до тех пор, пока «синие» и «красные» не согласуют всех деталей политических похорон Трампа.
Проблема однако состоит в том, что соперничающий с экс-президентом Десантис по своим взглядам является воинственным трампистом. Достаточно вспомнить его статью «Флорида против Давоса», чтобы понять, что этот человек тоже может стать источником серьёзных проблем. Возможно, расчёт строится на том, что его будет легче приручить и через некоторое время он превратится в «куклу», управляемую «красными» адептами межпартийного консенсуса.
С другой стороны, не очень понятно, как республиканцы-антитрамписты будут убеждать остальных членов партии поддержать Десантиса и отвернуться от Трампа, если «красный» губернатор обеспечил победу «красных» в одном штате, а экс-президент поддержал более сотни кандидатов по всей стране и половина из них прошла в конгресс. Эта новая элита Республиканской партии лично предана Трампу, что ещё больше увеличивает его политический вес.
Избиратели не поспевают за манёврами элит
Попыткой легитимировать зачистку Трампа в глазах его республиканского электората стали проведённые за месяц до выборов опросы, по результатам которых выяснилось, что 57 процентов граждан США считают, что Дональд Трамп не должен баллотироваться в 2024 году на пост президента, и точно такое же число респондентов высказалось против участия в следующих выборах Джозефа Байдена. То есть речь идёт о полном переформатировании политического поля.
Другой вопрос – можно ли верить этим данным и социологии в целом. Ведь, судя по всем опросам, республиканцы должны были победить на промежуточных выборах, а на деле они опять потеряли сенат, который после второго тура в Джорджии может стать ещё более «синим», и в лучшем случае получат минимальное преимущество в конгрессе. Такой результат – это либо приговор современной социологии, либо доказательство массовых злоупотреблений в пользу «синих».
Методика нарушений была той же, что и на президентских выборах 2020 года: анонимные (что противоречит законам) почтовые голосования, запреты в ряде штатов требовать у избирателей документы, удостоверяющие их личность, нехватка бюллетеней и поломки машин для голосования. Но на этот раз они применялись точечно, главным образом в таких важных для исхода голосования штатах, как Пенсильвания, Аризона, Невада и Джорджия. Это означает, что у демократов имеется система обеспечения фальсификации и они применяют её по мере необходимости.
По данным опроса, 57 процентов граждан США считают, что Дональд Трамп не должен баллотироваться в 2024 году на пост президента.Фото: Gage Skidmore/CC BY-SA 2.0
При этом часть «красных» пошла на сговор с победителями, а остальные демонстрируют растерянность. Во всяком случае пока нет никаких признаков их готовности оспорить результаты голосования в судах или организовать массовые протесты, как это было два года назад. Такая пассивность трактуется некоторыми экспертами как не акцентируемое пока согласие Республиканской партии на роль спойлера при правящей партии «синих». А это значит, что американские выборы превращаются в откровенную профанацию, напоминающую избирательную систему СССР. И при продолжении этой тенденции вся американская система управления может превратиться в аналог китайской власти, из которой на последнем съезде КПК были удалены остатки внутрипартийной оппозиции.
При этом значительная часть американских граждан продолжает верить, что они живут в самой демократической стране в мире, а их оппоненты, уже начинающие осознавать, что США скатываются к диктатуре, находятся под прессингом судебной системы, которая показательно расправляется с участниками протестов 6 декабря 2020 года, вгоняя их сторонников в состояние депрессии и фрустрации. В общем, всё по известной формуле «паны дерутся – у холопов чубы трещат».
Америка вряд ли сможет стать Great Again
Заявляя о намерении принять участие в следующих президентских выборах, Трамп подчеркнул, что делает это для того, «чтобы снова сделать Америку великой и славной». Но добиться этого ему вряд ли удастся, потому что в ситуации, когда против него играют не только «синие», но и часть «красного» истеблишмента, он вполне может проиграть уже на республиканских праймеризах. А если победят его противники, возвращение величия США станет тем более проблематичным, потому что система управления, созданная нынешней элитой Демпартии, изъедена противоречиями между «синими» кланами и ей будет трудно отражать атаки «красных».
Реализовать их планы по импичменту президента Байдена и расследованию коррупционных схем его сына Хантера и других представителей демократической элиты не позволит «синий» сенат, но, помимо медийной раскрутки этих тем, в арсенале «красных» есть и другие инструменты давления на демократический истеблишмент.
Главный из них – торпедирование в конгрессе всех инициатив администрации Байдена, включая принятие новых бюджетов. При этом расколотый почти пополам конгресс будет не только бороться с Белым домом, но и вести внутреннюю войну, в том числе в каждой из фракций. «Красные» уже потребовали от лидера республиканцев Кевина Маккарти письменных заверений, что он не пойдёт на компромиссы с демократами, как это делали такие республиканские спикеры, как Джон Бейнер и Пол Райан. Взаимное недоверие и столкновения интересов создадут предпосылки для внутриэлитного торга, в который будет вовлечён как «красный», так и «синий» истеблишмент, что повысит турбулентность всей контролируемой демократами системы управления.
«Красные» потребовали от лидера республиканцев Кевина Маккарти письменных заверений, что он не пойдёт на компромиссы с демократами.Фото: Wikimedia/C0
Ещё один повод для раскачивания ситуации может дать попытка «синих» решить проблему постоянно попадающего впросак Байдена и вице-президента Камалы Харрис, которая явно не справляется со своими обязанностями и тем более не сможет играть роль главы государства в случае досрочной отставки действующего президента. Для начала её, как пишут американские СМИ, планируют заменить на губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома или министра транспорта Пита Буттиджича, но для этого Харрис должна добровольно покинуть свой пост. А навязывание такого сценария спровоцирует торг между поддерживающими её «синими» (таких пока немного, но, как считают эксперты, их число будет расти по мере развития этого сюжета) и другими кланами демократического истеблишмента.
Также ожидается, что демократы попытаются нарастить своё влияние на судебную систему, расставляя везде, где можно, подконтрольных им судей, и укреплять администрацию Байдена путём смены ряда федеральных министров. По американским законам все эти назначения утверждает сенат. А республиканцы пойдут по пути усиления своего влияния в отдельных штатах, ужесточая местные законы о выборах и предпринимая другие шаги, дискредитирующие политику Белого дома.
Этот процесс уже начался. В минувший вторник губернатор Техаса республиканец Грег Эббот отреагировал на призывы местных политиков «принять меры в связи с неконтролируемым потоком нелегальных мигрантов через границу с Мексикой» и объявил «состояние вторжения» (аналог ЧП) на приграничных территориях. Эта мера позволяет главе штата задействовать чрезвычайные полномочия: направить силы национальной гвардии штата на границу, разморозить экстренные фонды, объявить нарушителей границы (наркоторговцев и контрабандистов, проводящих нелегалов через границу) террористическими формированиями и строить свои собственные защитные сооружения (стену) на границе.
На этом фоне самый популярный ведущий Такер Карлсон продолжает громить администрацию Байдена: «Эти люди не способны управлять страной, и поэтому она разваливается. Они всё время лгут. Менее чем за два года они довели страну до дна – разрушили экономику, осквернили нашу армию и открыли границы США для 5 миллионов нарушителей закона». А сенатор-республиканец Марко Рубио пророчествует, что дальше будет ещё хуже, потому что, получив сенат, «члены Демократической партии и президент страны Джо Байден станут ещё безумнее».
Украина останется разменной картой большого торга
Гораздо большее единство наблюдается между «синими» и «красными» в вопросах внешней политики. В первую очередь речь идёт о консенсусе по поводу сдерживания Китая и поддержки киевского режима в его противостоянии с Россией. По Украине в американском истеблишменте есть некоторые разногласия, но они касаются контроля за использованием администрацией Владимира Зеленского поступающих из США денег и оружия. Тема сокращения помощи Киеву поднимается отдельными политиками, но пока она не стала мейнстримной.
При этом администрация Байдена сталкивается с определёнными сложностями и на внешнем контуре. Попытки американского президента использовать участие в саммите АТЭС и встречу с Си Цзиньпином в рамках саммита G20 для того, чтобы настроить Китай против России (эта тема разгонялась в некоторых российских пабликах и СМИ), закончились ничем.
Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи на Бали в преддверии саммита G20.Фото: Wikimedia/C0
Главное достижение – невнятное осуждение ядерной риторики Москвы и её действий на Украине уходящим (покинет свой пост в марте 2023 года) «комсомольским» премьером Ли Кэцяном в Бангкоке. Но старания американских медиа внедрить представление о том, что «Китай осуждает Россию», были нивелированы дружественными заявлениями главы китайского МИД Вана И, который среди прочего отметил, что «Китай вместе с Россией будет содействовать развитию многополярного мира».
Комментируя эти новости в контексте антикитайского консенсуса «синих» и «красных» элит, некоторые эксперты указывают на обострившуюся конкуренцию за ресурсы между двумя геополитическими проектами (Тайвань или Украина) и прогнозируют переключение внимания США на военно-политическое сотрудничество в рамках AUKUS (Австралия, Великобритания, США), что приведёт к сокращению американского присутствия на Украине.
Косвенным подтверждением этого сценария являются участившиеся вбросы о попытках Вашингтона усадить Киев за стол переговоров с Москвой, а также лёгкость, с которой Байден и его администрация согласились с тем, что 15 ноября территория Польши была обстреляна не российскими, а украинскими ракетами. Но об окончательном уходе с Украины речь пока не идёт: этот очаг напряжённости будет и дальше играть свою роль в большом геополитическом торге и политике сдерживания России.