- «Божественные» перспективы сестёр Харрис
- Миграционный кризис в США: между бизнесом и политикой
- Цель Байдена – не допустить Россию к глобальному переделу мира
Итоги заокеанских выборов – 2020 не удовлетворили ни одну из сторон. Многие республиканцы по-прежнему утверждают, будто у них «украли голоса». Однако и всё больше демократов разуверяются в собственном лидере Джо Байдене, полагая, что если кто и способствует реваншу трампистов в 2024-м, так это хозяин Белого дома со своими провалами во внутренней и внешней политике. Поэтому некоторые соратники не прочь поменять «старого коня» уже на ближайшей переправе. Вопрос лишь в том, на кого? Кандидаты на следующую президентскую гонку от правящей партии предлагаются самые экзотические, вплоть до… бывшей первой леди Мишель Обамы.
За последние полвека президенту-демократу лишь один раз не удалось переизбраться на второй срок. Речь о самом анекдотичном персонаже американской истории – Джимми Картере. К выборам-1976 тот шёл с лозунгами, похожими на повестку нынешних однопартийцев: «За безъядерный мир», «Сплотить разобщённую нацию» и «Добиться равенства».
Но став 39-м президентом, он запомнился лишь диковатыми казусами. Наподобие рассказа о «нападении бешеного кролика-убийцы» на Картера во время его катания на вёсельной лодке весной 1979-го (Вы скажете: «Что за бред, серый зверёк на такое не способен». Вот и американцы тоже крутили пальцем у виска.).
Зато другая атака в том же году повлекла реальные жертвы: в ходе Исламской революции группа местных студентов-радикалов захватила американское посольство в Тегеране вместе с более чем 50 «звёздно-полосатыми» гражданами. Те провели в плену ровно 444 дня.
Операция «Орлиный коготь» – попытка спасения заложников дальним рейдом американского спецназа – из-за феерических просчётов завершилась потерей семи единиц боевой авиации и позорным бегством.
Освободили несчастных лишь при следующем президенте Рейгане.
И этот ориентальный сюжет очень напоминает беспорядочный вывод войск из Кабула летом нынешнего года, когда из-за «грамотной» стратегии Белого дома его афганские партнёры падали с шасси взлетающих американских самолётов, тщетно пытаясь эвакуироваться вместе с недавними хозяевами.
Впрочем, средний американский избиратель может и не заметить провалов во внешней политике в другом полушарии – по его кошельку таковые не бьют. В отличие от потребительских цен. И тут играет похоронный марш: по итогам октября инфляция в США превысила прогнозы и составила 6,2 процента – максимальный показатель с 1990 года. Здесь стоит вспомнить, что ещё одному президенту-односрочнику, республиканцу Бушу-старшему, тогда не удалось переизбраться как раз из-за проблем с экономикой.
Для сравнения: при «националисте» Трампе среднегодовая инфляция не превышала 3 процентов.
А максимальной (за вторую половину американского XX века) она была как раз в конце правления Картера – 15 процентов. Но, простите за цинизм, у Байдена, чтобы достичь этой планки, в запасе ещё три года, а темпы роста индекса потребительских цен в Штатах уже стали самыми быстрыми со времён мирового кризиса 1970-х. Причины банальны: вздорожание энергоносителей, разрыв экономических цепочек из-за никуда не ушедшей пандемии и общая нестабильность. Когда вашу лавку «во имя социальной справедливости» в любой момент могут разграбить сторонники движения BLM, тут уж не до развития бизнеса.
Неудивительно, что злословные сравнения Джо и Джимми стали общим местом в заокеанской публицистике. А значит, если демократы хотят остаться у власти и после 2024 года (следующих президентских выборов), надо уже сейчас рекрутировать подходящего кандидата. Или кандидатку.
Кто в Соединённых Штатах имеет наибольшие шансы стать президентом? Правильный ответ – вице-президент. Из 46 лидеров американской нации 15 ранее занимали этот пост номер два. Включая, конечно, Байдена, оттрубившего две четырёхлетки при Обаме. Что логично: ты сам почти ни за что не отвечаешь, ходишь тенью за хозяином Овального кабинета, набираешься опыта.
Джо Байдену готовят замену?
Известный итальянский журналист, бизнесмен и масон Луиджи Бизиньяни на страницах газеты Il Tempo рассказал, что действующий американский президент Джо Байден может в скором времени уйти в отставку. Об этом, по словам журналиста, он узнал от европейских спецслужб: новость, неделями циркулирующая по офисам всевозможных подразделений и тайных служб безопасности, давно стала секретом Полишинеля.
Перейти к материалуПоэтому, казалось бы, идеальный кандидат на смену пикирующему Байдену – его «второй номер» Камала Харрис. Первая в истории США женщина-вице-президент, причём с «правильными» корнями – азиатскими и африканскими. Но на этой свадебно-генеральской должности ей отчаянно не везёт.
В конце сентября 2021 года национальный рейтинг одобрения деятельности Харрис составлял 49 процентов; в конце ноября – уже 41 процент. Таковы данные авторитетных социологических центров наподобие Gallup. В более субъективных источниках цифры ещё печальнее: по сведениям издания USA Today, актуальный рейтинг Харрис – лишь 28 процентов. Значительно меньше, чем у «сонного» Байдена.
Можно спорить, корректны ли эти цифры, но того, что Харрис – худший (с социологической точки зрения) вице-президент США за последние 30 лет, не отрицают даже либеральные газеты из её базового региона – Калифорнии.
Причина проста. Видя в 57-летней женщине потенциальную конкурентку, 79-летний «дедушка-демократ» хитроумно её утопил – назначив ответственной за решение миграционного кризиса: границу между США и Мексикой уже много лет штурмуют нелегальные мигранты, но сейчас, из-за пандемийного шока и неурядиц в Латинской Америке, поток особенно велик. Рейнджеры в южных штатах встречают их ударами ковбойских хлыстов, кого-то сажают в «центры временного содержания», разлучая родителей с детьми… В общем, происходит то же самое, за что пресса четыре года шельмовала «фашиста» Трампа.
Но в итоге выяснилось, что «сражаться с гомофобией» (чем буквально занималась Харрис на прежнем посту прокурора Калифорнии) и действительно решать проблемы – это разные вещи. В июне 2021 года Камала, пытаясь позиционировать себя как международного политика, посетила главные страны – поставщики беженцев – Мексику и Гватемалу, где выступила с пламенной речью: «Я хочу честно сказать тем ребятам из этого региона, кто хочет пройти по опасному маршруту до американо-мексиканской границы: не приходите. Не приходите».
Лучшего способа совершить политическое самоубийство в глазах американских либералов просто не придумать. Вероятно, о президентских амбициях ей можно забыть.
Да, теоретически на скамейке запасных Демпартии немало других кандидатов. Например, сенатор-социалист Берни Сандерс, пользующийся популярностью у левацки настроенной молодёжи. В год выборов ему будет 83, но Байден пришёл в Овальный кабинет в 78. Или, ладно, есть более молодой (почти вдвое) Пит Буттиджич, министр транспорта в кабинете Байдена.
Правда, и у Сандерса, и у Буттиджича имеется огромный недостаток – они белые мужчины. И даже «правильная» (по либеральным меркам) сексуальная ориентация Буттиджича тут мало поможет.
Есть и другие, более подходящие по «анкетным данным». Например, конгрессменши (или конгрессвумен? – с феминистским новоязом сложно разобраться) из неформального объединения под названием The Squad. Средней возраст участниц этой «Бригады» – 39 лет, почти на 20 лет моложе типичного члена конгресса.
У всех этих «демократок» политически выгодная национальность: Александрия Окасио-Кортес с пуэрториканскими корнями, Рашида Трайб – с палестинскими, Ильхан Омар – мигрантка из Сомали.
У них миллионы подписчиков в соцсетях, и их взгляды причудливо сочетают исламизм, левый либерализм и радикально-зелёные идеи в стиле Греты Тунберг. Но понятно, что такая повестка отпугнёт не только избирателей-республиканцев, но и многих умеренных демократов.
И если «ослики» (имеется в виду партийный символ) старшего поколения наподобие того же Байдена или Сандерса давно доказали, что являются системными игроками, то что на уме у «Бригады» – одному богу известно. Члены этого объединения не боятся пикироваться со спикером палаты представителей 81-летней Нэнси Пелоси и вообще плевать хотели на навязанную стариками партийную дисциплину.
Так что, как пишут в таких случаях российские телеграм-каналы, «подобные электоральные варианты грозят Системе чрезмерной турбулентностью».
Итого: в будущей президентской гонке у всех титанов Демпартии – хоть нового, хоть старого созыва – общая беда – огромный антирейтинг. То есть процент людей, готовых «голосовать за кого угодно, кроме этого кандидата». И причина понятна: страна настолько расколота, что никто не может предложить действительно объединительную повестку, завоевав сердца не только привычных «синих», но и «красных» (республиканских) штатов.
И тут возникает весьма неожиданный вариант.
В американской элите есть человек с почти нулевым антирейтингом – это бывшая первая леди Мишель Обама.
Несмотря на антипатию многих к её мужу-либералу, Мишель в бытность свою в Белом доме пользовалась заслуженным уважением, занималась благотворительностью, совершала международные поездки (где, в отличие от Камалы Харрис, не роняла фразы, заставляющие пресс-службу извиняться).
В известной мере такая «демократка» может консолидировать даже некоторых республиканцев, напоминая о той – столь недавней! – эпохе, когда Америка была «маяком свободы», к голосу её президента прислушивались во всём мире, а отношения с нынешними противниками – Россией, Китаем или Турцией – были почти безоблачными.
Да и средний человек вспоминает те времена почти с ностальгией: миллионы простых американцев благодаря реформам Обамы получили доступ к медицинским услугам, а Федеральная резервная система заливала экономику дешёвыми кредитами, и часть тех «вертолётных денег» перепадала и обычным людям.
Ну и главное: в 2024 году Мишель исполнится лишь 60 лет. По сравнению с нынешним «вашингтонским обкомом» – почти пионерка.
Ах да, остаётся сущий пустяк: а сама-то она как смотрит на потенциальное выдвижение?
Известна фраза её мужа: «В жизни есть три совершенно неизбежные вещи: смерть, налоги и Мишель, которая не идёт в президенты», – говорил некогда Барак Обама.
Да и сама женщина в категоричнейшей форме отрицает политические амбиции. Но пока это больше похоже на ритуальный отказ от власти, дабы заполучить оную. Что в заокеанской политической традиции в порядке вещей. Например, сенатор-республиканец Марко Рубио, проиграв Трампу президентские праймериз – 2016, клятвенно обещал больше не баллотироваться в сенат. И ничего, до сих пор заседает на Капитолийском холме.
Схожей тактики придерживалась и другая президентская жена, Хиллари Клинтон. Покинув пост госсекретаря после первого срока Барака Обамы, «леди демократия» сначала говорила, что «не думает о возможном выдвижении», потом – что «хотела бы взять ещё паузу на размышление». Как считается, окончательное решение она приняла лишь в декабре 2014-го – всего за полтора года до кульминации кампании. По нынешнему политическому календарю это был бы конец 2022 года. То есть времени на раздумья достаточно.
Вас, конечно, интересует главное.
Ничего. Ведь в США президент лишь озвучивает точку зрения элит, в том числе теневых. Как раз недавно Трамп пытался вести независимую политику и дружить с Россией – и где он сейчас? Вот именно.
В той же холодной войне Советскому Союзу с краткими перерывами исправно противостояли как демократы, так и республиканцы. Даже при травоядном Джимми Картере Штаты организовали бойкот Олимпийских игр – 1980 в Москве (так похоже на их нынешние попытки запретить предстоящие Игры в Китае).
Но, с другой стороны, миссис Обама – куда лучший президент, нежели какая-нибудь Александрия Окасио-Кортес. Та в «борьбе за социальную справедливость» из лучших побуждений вполне может развязать ядерную войну, направив ракеты туда, где, по её мнению, «угнетают геев». Или кого-то ещё – бог знает, что там будет модным после 2024 года.
А тут хотя бы понятно, с кем имеешь дело.