Пензенский губернатор перебрал взяток у родственника Баскова

Пензенский губернатор перебрал взяток у родственника Баскова

Политика 21 марта 2021 Михаил Белый

Силовики задержали губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева и руководителя группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля. По версии следствия, глава региона получил от бизнесмена и его супруги, а также от других лиц многомиллионные взятки. Судя по всему, Белозерцев не расслышал намёки президента Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина, которые объявили войну картельным сговорам и росту цен на лекарства, в том числе в связи с пандемией. Политические претензии к Белозерцеву до сих пор не были критичны, но коррумпированность главы региона на фоне борьбы с коронавирусом оказалась непростительна.

На минувшей неделе Владимир Путин поручил прокуратуре обращать особое внимание на картельные сговоры в сфере поставок лекарств, потому как именно из-за них возникает рост цен на препараты. Такое заявление глава государства сделал на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры. Ранее Михаил Мишустин заявил, что Правительство России должно следить за ситуацией с ценами на лекарства. «Люди рассчитывают на нас, и мы не имеем права их подвести», – указал глава кабмина. Но сигналы первых сил государства услышали, как показывает действительность, далеко не все.

Компания Бориса Шпигеля «Биотэк» в 2020 году заняла третье место в России среди фармдистрибьюторов. Структура стала «крупнейшим поставщиком лекарственной и медицинской продукции, направленной на борьбу с эпидемией, включая среди прочего антивирусные препараты», сообщала в марте пресс-служба компании. «Биотэк» поставляет в регионы востребованные сейчас препараты «Авифавир» и «Арепливир», а также диагностические тест-системы BIOZEK и дезинфицирующие средства. Общая сумма отгрузок группы компаний в минувшем году достигла 45 млрд рублей.

По информации Следственного комитета России (СКР), только с января по сентябрь 2020 года Иван Белозерцев получил от Бориса Шпигеля, его супруги и директора ОАО «Фармация» Антона Колоскова взятки через посредников (в деле фигурирует московский водитель Белозерцева при полпредстве региона в столице) в виде денег и иных ценностей на сумму, превышающую 31 млн рублей.

Вторым арестованным сегодня стал глава группы фармацевтических компаний «Биотэк» Борис Шпигель.Вторым арестованным сегодня стал глава группы фармацевтических компаний «Биотэк» Борис Шпигель.Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС

Борис Шпигель – заметная фигура не только в фармацевтике, но и в шоу-бизнесе. Он был продюсером и тестем Николая Баскова, дочь Шпигеля Светлана – мать единственного сына певца. С Басковым Шпигеля познакомил бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнёв.

В середине 2000-х сенатор Борис Шпигель был достаточно влиятельной фигурой в международных еврейских общественных организациях. Он был первым президентом Всемирного конгресса русскоязычного еврейства (ВКРЕ). Шпигель финансировал ряд социальных проектов: «Еврейский Артек», международный фестиваль искусств «Золотая Ханукия» и другие. В Общественный совет ВКРЕ в Израиле входили многие политики, депутаты кнессета. В США созданный Американский форум ВКРЕ активно лоббировал интересы русскоязычных избирателей.

Следователи утверждают: взятки Белозерцеву передавались за предоставление «Биотэку» конкурентных преимуществ при заключении государственных контрактов.

В частности, речь идёт о тендерах для региональных учреждений здравоохранения на поставку и хранение лекарств и медицинских изделий. Дома и на работе у главы региона проведены обыски. В ближайшее время задержанным предъявят обвинения, будет решаться вопрос об их аресте.

Второй Лукашенко

Претензии к Белозерцеву на посту главы Пензенской области предъявлялись давно, о чём ранее подробно рассказывал «Октагон». Против пролонгации полномочий Белозерцева выступал первый замглавы Администрации президента (АП) Сергей Кириенко, который видел многочисленные провалы в пензенской региональной политике. В Пензу из Москвы на длительный срок даже направляли команду социологов – замерять электоральные настроения. Результаты оказались удручающими, что и заставило АП искать губернатору замену. Однако Белозерцев активизировался и продолжил цепляться за власть, в какой-то момент ему показалось, что удержаться удалось.

Источник в окружении Белозерцева в беседе с изданием отметил, что губернатору активно противодействовали представители так называемой бочкарёвской элиты – сторонники Василия Бочкарёва, скончавшегося предшественника Белозерцева. Именно они настаивали на ротации и уходе главы региона.

В сентябре 2020 года Белозерцев одержал победу на выборах: по официальным данным, он набрал свыше 78 процентов голосов избирателей. В Администрации президента это вызвало сильное раздражение.

– Белозерцев всерьёз утверждал, что народ действительно так горячо его любит, – пояснил собеседник.

По данным «Октагона», незадолго до выборов глава одной из участковых избирательных комиссий стал отказываться «рисовать» губернатору требуемые 80 процентов голосов.

Мужчина якобы утверждал, что Белозерцев непопулярен в области, что откровенные фальсификации могут обернуться ростом протестных настроений. В итоге, рассказывают источники «Октагона», руководитель УИК стал получать угрозы, а его родственнику сожгли автомобиль.

Пандемия виновата?

По словам директора Центра развития региональной политики (ЦРРП) Ильи Гращенкова, в прошлом году Белозерцев должен был покинуть пост, на его место уже выдвинули троих кандидатов.

– Но из-за пандемии и низких рейтингов власти он сумел удержаться. Надо полагать, что частично сохранение губернатора пролоббировал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Однако после пандемии власть опять перешла к тем, кто был недоволен переназначением, включая и силовиков, – заявил он.

Гращенков уверен: отчасти виноваты и постковидные разбирательства, недаром по подозрению в даче взятки задержан Борис Шпигель:

– Скорее всего, тут сошлось много интересов, связанных с бизнесом и бюджетом Пензенской области. Возможно, ситуация с коронавирусом и производством вакцины и вправду стали решающими. «Биотэк» Шпигеля – один из крупнейших поставщиков лекарств от COVID-19. Если наверх доложили о каких-то масштабных махинациях, то там могли и вправду принять жёсткое решение.

Политолог Александр Семёнов в разговоре с «Октагоном» также обратил внимание на то, что ещё в декабре на пресс-конференции Путина было много вопросов именно по лекарственному обеспечению, и президент взял этот вопрос под личный контроль.

«Приоритетные направления на особом контроле федерального центра. Я бы также отметил, что задержание произошло за полгода до выборов: с этой точки зрения, времени как раз достаточно для того, чтобы запустить “медовый месяц” для нового врио к сентябрю».

Александр Семёнов | политолог Александр Семёнов
политолог

По оценкам Семёнова, в совокупности с антикоррупционной повесткой и правильной «сшивкой» кампаний это может положительно сказаться и на результате «Единой России» в регионе.

Уход Белозерцева действительно был предопределён уже достаточно давно. Набор потенциальных сменщиков был заготовлен заранее. В числе таковых назывался Вячеслав Гладков, на кандидатуре которого якобы настаивал лично Сергей Кириенко. Гладков – бывший мэр закрытого города Заречный в Пензенской области. Губернаторское кресло в итоге он получил, правда, не в Пензе. Сейчас Гладков возглавляет Белгородскую область, сменив там Евгения Савченко.

В списке претендентов год назад был и другой сильный кандидат – член Совета Федерации от Пензенской области, глава комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко. В 2008 году Мельниченко занял пост вице-губернатора Пензенской области, позднее был заместителем председателя регионального правительства. Затем Мельниченко стал помощником полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе, проработав в должности с апреля 2009 года по сентябрь 2013-го. По данным «Октагона», именно Мельниченко готовили в качестве преемника Василия Бочкарёва. Однако последний неожиданно передумал, решив делать ставку на Белозерцева, который на тот момент был довольно мелким чиновником.