Власти сразу пяти российских регионов отказались проводить парад Победы 24 июня. Чиновники объяснили своё решение сложившейся неблагоприятной эпидемической обстановкой. Многие усмотрели в этом вызов Москве и попытку «унести» немного регионального суверенитета. Однако на деле некоторым субъектам разрешили перенести дату парадов, тех же, кто решил действительно проявить своеволие, быстро поправили.
Первоначально о намерении не проводить 24 июня парад Победы заявили власти четырёх регионов: Белгородской, Орловской и Томской областей, а также Пермского края. Везде решение связали с распространением коронавируса и добавили: пройдёт, но в другое время.
В Белгородской области одной из дат парада может стать 12 июля – годовщина танкового сражения под Прохоровкой. В Пермском крае торжество планируют перенести на 3 сентября. В Орловской области в качестве новой даты парада выбрали 5 августа – день освобождения Орла. Только в Томской области парад может и вовсе не состояться, но по причине того, что шествие в регионе никогда не проводилось.
Последним к числу тех, кто отважился «саботировать» предложение главы государства, примкнул врио губернатора Камчатского края Владимир Солодов.
«24 июня во многих городах России будет проводиться парад Победы. В то же время у нас на Камчатке ситуация с заболеванием складывается крайне сложная. В связи с этим я считаю проведение массовых торжественных мероприятий нецелесообразным», – сообщил в своём телеграм-канале Солодов.
Он также отметил, что уже обратился к командующему Восточным военным округом с предложением перенести парад Победы на Камчатке либо на 26 июля – День ВМФ, либо на 3 сентября – День окончания Второй мировой войны.
Источник «Октагона», близкий к Администрации президента, рассказал, что изначально в обществе расценили заявления губернаторов как демарш и саботаж отдельных руководителей исполнения указа президента.
9 мая Владимир Путин был единственным зрителем на традиционных торжественных мероприятиях в Кремле.Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Политолог Аббас Галлямов в беседе с «Октагоном» назвал ситуацию проявлением «коронавирусного федерализма»:
– Регионы хорошо осознают всю неоднозначность решения о проведении парада в разгар эпидемии, чувствуют колебания Москвы, видят отсутствие единого мнения и постепенно расширяют пространство свободы для себя, учатся принимать самостоятельные решения. В нынешней ситуации, особенно если ты подстраховался мнением представителей медицинского сообщества и санэпиднадзора, это практически безопасно.
Однако инсайдер издания опровергает: «Никакого заговора губернаторов не случилось, негласно были определены регионы, которым позволили перенести парад. Но далеко не все представители губернаторского корпуса это правильно поняли».
По информации собеседника «Октагона», белгородскому губернатору Евгению Савченко разрешили перенести парад Победы из-за уважения к заслугам старейшего главы региона: 70-летний Савченко управляет областью с 1993 года.
Глава Орловской области Андрей Клычков – представитель КПРФ, практически исчезающий вид в губернаторском корпусе, ему тоже позволено продемонстрировать «независимость». Врио губернатора Пермского края Дмитрий Махонин заслужил такую привилегию тоже по партийному признаку – он «яблочник».
Губернатору Томской области Сергею Жвачкину дали возможность перенести или вовсе отменить парад по ряду причин: в регионе складывается более сложная ситуация с распространением коронавируса, чем в среднем по стране. Что касается врио главы Камчатки Владимира Солодова, то он совсем недавно вступил в должность, поэтому ему предоставили определённый карт-бланш – новый руководитель должен показать, что в первую очередь думает об интересах населения.
Руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко в разговоре с «Октагоном» подтвердил, что никакого демарша, вопреки расхожему мнению, не случилось:
– Тот же белгородский губернатор Евгений Савченко – динозавр, он досиживает свой последний срок. Его возраст и стаж несовместимы с политической жизнью. Отмена парада, с одной стороны, – адекватное решение опытного руководителя. С другой – шанс сорвать джекпот и посидеть в кресле губернатора ещё годик-другой.
В Екатеринбурге подготовка к параду Победы идёт полным ходом, хотя заявляется, что 24 июня мероприятие пройдёт без зрителей.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
По его словам, томский губернатор Сергей Жвачкин сам довольно убедительно объяснил причины возможной отмены мероприятия, напомнив, что «парад проводится в городах-героях и там, где есть воинские гарнизоны; в Томске воинских гарнизонов нет и никогда не было».
Кроме того, подчеркнул Лобойко, сейчас Жвачкин находится под информационным давлением, и проведение парада во время пандемии на родине акции «Бессмертный полк», которую в этом году провести не удалось, стало бы серьёзным поводом для общественного недовольства.
– Такая тема могла бы выйти за рамки региона, показывая двойные стандарты со стороны власти, – указал собеседник издания.
Тех, кто решил перенести парады с «федеральной» даты без согласования, быстро поправили.
Пресс-служба главы Ульяновской области Сергея Морозова заявила, что торжественное прохождение войск Ульяновского гарнизона может состояться 3 сентября в ознаменование окончания Второй мировой войны. Однако позднее сообщение об этом было удалено с официального сайта регионального правительства. По данным источника «Октагона», Морозова, который решил «попасть в тренд», поспешили «поправить» в Администрации президента.
– Ульяновскому губернатору, например, давно пора на выход, и непроведением парада ему прикрыться, похоже, не разрешили. Чересчур богатый бэкграунд у Морозова, – подчеркнул политолог Дмитрий Лобойко.
Возможно, в ближайшие дни парады позволят перенести ещё двум-трём главам регионов. Самостоятельность для губернаторов в сегодняшних условиях – это роскошь и привилегия.
Напомним, 26 мая глава государства Владимир Путин на совещании с министром обороны Сергеем Шойгу объявил, что парад Победы пройдёт 24 июня. Путин поручил Шойгу исключить любые риски для здоровья участников парада. Президент пояснил, что посчитал возможным принять такое решение с учётом того, что ситуация в большинстве регионов страны и в самих Вооружённых силах остаётся стабильной после прохождения пика инфекционных заболеваний.