Сегодня Москва начала возвращаться к нормальной жизни. По распоряжению Сергея Собянина отменена самоизоляция для всех граждан, включая входящих в группу риска (65+ и страдающие хроническими заболеваниями). Разблокированы социальные карты, упразднены пропускной режим и график прогулок. Возобновили работу парикмахерские, салоны красоты, фотоателье, ветеринарные клиники, снимаются все ограничения на работу каршеринга.
Медицина: коронавирус резко перестал быть опасным?
Следует признать, что благодаря мобилизации городских ресурсов и драконовским мерам в отношении населения Москве удалось избежать нью-йоркского сценария развития эпидемии – и по летальности, и по числу заболевших.
В то же время не очень понятно, как новый курс мэрии в сторону нормальной жизни коррелирует с совсем недавними обещаниями держать москвичей взаперти то ли до сентября, то ли до появления вакцины.
Есть вопросы и по обоснованности указа о введении режима ограничений, принятого 29 марта, в тот день, когда число новых инфицированных (2001 человек) в десять раз превысило число заболевших (197), когда он был обнародован.
Подробные разъяснения на эту тему будут, судя по всему, даны доктором Мясниковым и гостями программ Владимира Соловьёва, привыкшими за последнее время с невиданным энтузиазмом поддерживать все решения московской мэрии, вразумлять неразумных и обличать критиков единственно верного курса руководства Москвы.
Что касается жителей столицы, то они почти поголовно рады, что можно будет гулять, перестать заказывать электронные пропуска, сходить, наконец, постричься и так далее.
Судя по социальным сетям, оптимистично настроенные москвичи сходу объяснили подоплёку принятого решения – «вирусы летом неактивны» – и уже готовы простить мэру все неудобства режима самоограничения, которыми возмущались ещё вчера, – «даже вирус, мелкая тварь, и то подчиняется градоначальнику».
Тем временем в Иране началась вторая волна коронавируса, и никаких гарантий относительно невозможности аналогичного сценария у нас никто дать не может.
Экономика: большие рыбы поедают малых
Британская аудиторская компания Ernst & Young высоко оценила антикризисные экономические меры московской мэрии, поставив Москву на первое место в рейтинге мировых «антикризисных» мегаполисов. Особо отмечено, что даже в таких городах, как Нью-Йорк, Лондон и Гонконг, известных самым благоприятным режимом для ведения бизнеса, «не смогли ни разработать, ни внедрить даже часть мер, которые разработала и уже реализовала Москва».
В том, что всё будет нормально с крупными и близкими к московской мэрии предприятиями, многие из которых работали даже на пике режима самоизоляции, никто не сомневается.
Беспокойство вызывает судьба малого и среднего бизнеса. Для него разработана схема льготного кредитования. Программа будет действовать до конца 2020 года, что, как рассчитывают в московской мэрии, поможет МСП преодолеть кризис, спровоцированный длительным простоем.
«Чтобы предприниматели могли взять или рефинансировать кредит на льготных условиях, правительством Москвы заключены соглашения с 11 крупнейшими банками. Благодаря этому малый и средний бизнес уже смог привлечь больше трёх миллиардов рублей. В ближайшее время компании и ИП получат ещё 12,5 миллиарда, заявки по ним одобрены».
Наталья Сергунина
заместитель мэра Москвы
Всё это прекрасно, но проблема состоит в том, что находившийся в плачевном состоянии ещё до начала пандемии малый бизнес настолько ослаб за время вынужденного бездействия, что многие предприниматели опасаются брать на себя кредитные обязательства даже по льготной ставке, тем более что пока нет никаких оснований рассчитывать на рост или хотя бы возобновление докризисного спроса.
Большие сомнения вызывает и расчёт на то, что на выходе из кризиса сработает эффект «отложенного спроса». Дело в том, что платёжеспособные обитатели Москвы спрос не откладывали, удовлетворяя его за счёт интернет-магазинов, обороты которых за время пандемии выросли в разы. И теперь эта значительная часть москвичей понесёт свои деньги разве что в дорогие салоны красоты, рестораны и кафе, да и то не сразу из-за привычного страха заразиться.
Что касается всех остальных, у них спрос на некоторые виды товаров и услуг был действительно отложен, но есть большие проблемы с платёжеспособностью. Неслучайно размер среднего чека в продовольственных магазинах снизился за время самоизоляции больше чем в два раза.
Малый бизнес настолько ослаб, что предприниматели опасаются брать кредитные обязательства даже по льготной ставке.Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
В Москве, как и в других регионах, многие жители живут от зарплаты до зарплаты, и их положение за время самоизоляции существенно ухудшилось. Среди них есть те, кто работал в МСП за серые или чёрные зарплаты, и теперь эти люди не могут претендовать ни на какие пособия, и при этом нет гарантий, что эти предприятия возобновят работу.
Более того, некоторые вполне респектабельные сети кафе и кофеен, в которых обычно подрабатывают студенты, не выплачивали во время самоизоляции совершенно мизерные зарплаты даже тем, кто работал там на постоянной основе. И уволиться, то есть получить на руки трудовую книжку, чтобы претендовать на пособие по безработице, эти люди тоже не могли, потому что «контора не работает – все ушли на самоизоляцию».
Такая ситуация ведёт к разорению слабых предприятий, потребительский рынок которых будет быстро освоен более крупными и сильными компаниями. Процесс поглощения пока идёт «под ковром», но это, как и получение околовластным бизнесом сверхприбылей на коронавирусных заказах, ни для кого не секрет. О чём свидетельствуют ёрнические посты в соцсетях: «перчатки и маски будем носить до тех пор, пока всё не отобьют», «снимают – значит, уже получили, что хотели».
COVID-19 перетряхнул политические расклады в Москве
Снятие режима самоизоляции в Москве было вполне ожидаемым. Действительно, нельзя же проводить праздничный парад в городе, жители которого должны сидеть по домам. В таком случае не стоило и переносить, провели бы, как положено, 9 мая.
Да и процедура голосования по поправкам к Конституции в режиме частичной изоляции, как её описывал ЦИК, выглядит какой-то пародией на всенародное волеизъявление.
На этом фоне позиция руководства Москвы, жёстко гнувшего свою линию в отношении сохранения ограничений, расценивалась рядом экспертов как попытка затруднить или даже сорвать проведение важных для федерального центра мероприятий и тем самым противопоставить Москву руководству России.
Эксперты не сомневаются, что мэр Москвы сдался под давлением сверху.Фото: Артём Геодакян/ТАСС
При этом никто – ни эксперты, ни пользователи социальных сетей – не сомневаются, что решение об отмене ограничений было принято под давлением Кремля: «быстро же Собянин сдался», «когда со Старой [площади] по рогам прилетает, сильно не повыпендриваешься».
Вместе с тем открытым остаётся вопрос о том, как отразилась коронавирусная эпопея на политическом весе Собянина, что выйдет на первый план – успешная борьба с эпидемией или раздражение людей из-за унизительных ограничений.
Определённого ответа на этот вопрос в силу сложности политических раскладов пока нет. Но уже понятно, что многое будет зависеть от успешности московского голосования по поправкам к Конституции, которое станет индикатором лояльности москвичей по отношению к федеральной власти.