- Армению поставили на рельсы украинизации
- Смена военных вех
- Россия-2022: сеанс одновременной игры на разных досках
Падение Арцаха и мощная атака ХАМАС на Израиль смешали карты мировой игры и ещё раз подтвердили тот факт, что даже скрытые за фасадом соглашений и ситуационных альянсов гнойники рано или поздно прорываются, и победа на одном из политических полей может обернуться поражением на другом. Более того, в современном мире фактор расстояния утратил своё былое значение. События связаны между собой по законам более изысканной логики, направляющей «чёрных лебедей» в любые точки планеты.
В рамках причинно-следственных связей, действующих сегодня, активизация палестинцев стала продолжением игры по разрушению хрупкого равновесия в Закавказье. Следующей точкой разрастающейся дестабилизации может стать Сирия, которую в последнее время обстреливают с двух сторон: на юге – Израиль, на севере – контролируемые Турцией исламские группировки.
Помимо общих тенденций, связь разных сюжетов скреплена участием в них одних и тех же игроков, группирующихся в ситуативные союзы и конфронтационные альянсы. Соединённые Штаты и Турция работают в Грузии, Турция и Великобритания – в Азербайджане, Россия, США и Франция – в Армении, Иран сотрудничает с Арменией и Азербайджаном. Лондон покровительствует контактам Турции и Пакистана. Израиль сближается с Азербайджаном и монархиями Персидского залива. Россия поддерживает партнёрские отношения с Ираном и Саудовской Аравией, а также с Турцией и Израилем, играющими против неё на Кавказе и Украине.
При этом Иран связан с Израилем, а Армения – с Азербайджаном прочными узами ненависти.
Отношения в треугольнике Турция – Саудовская Аравия – Иран представляют собой гремучую смесь соперничества и партнёрства. Не менее запутанным выглядит и расклад в Закавказье, за контроль над которым члены большой тройки Россия – Турция – Иран (Персия) боролись с конца XVIII века.
Сегодня в игру вступил усилившийся Азербайджан, который вместе с Турцией работает на ослабление влияния России и Ирана. Но проект «Север – Юг», а также стремление Штатов и Евросоюза утвердиться в регионе через манипулирование Арменией вынуждают Анкару и Баку поддерживать партнёрские отношения с Москвой и Тегераном ради того, чтобы совместными усилиями нивелировать присутствие чужаков.
Суть того, что происходит в Закавказье, Израиле и на Украине, хорошо передаёт гуляющая по сети злая шутка: «Израильский танк Merkava был самым неуязвимым в мире, пока арабы не ударили по нему старым советским РПГ». Речь здесь идёт о том, что несоответствие умозрительных представлений реализму действительной жизни порождает ошибочные решения и ложные прогнозы.
Начиная в феврале 2022 года специальную военную операцию, Москва собиралась победить в течение пары недель, а США, вводя санкции и поставляя Киеву оружие, планировали удушить Россию за несколько месяцев. На деле же война продолжается уже больше полутора лет, Украина до сих пор не побеждена, российская экономика выжила и даже начала расти, но люди гибнут каждый день – и на фронте, и в тылу под вражескими обстрелами.
Аналогичным образом в минувшую субботу рухнули мифы о мощи израильских спецслужб, всегда готовом отразить нападение ЦАХАЛ и непробиваемом «Железном куполе» (израильской системе противоракетной обороны). Цена вопроса – захват 22 населённых пунктов, почти 2 тысячи убитых, около 5 тысяч раненых, десятки взятых в плен военных и сотни заложников. Север Израиля обстреливается ракетами «Хизбаллы».
Израиль разносит Газу, которую премьер-министр Биньямин Нетаньяху пообещал «превратить в руины».
И это ещё не конец.
За две недели до событий в Израиле в Закавказье была окончательно разрушена схема мирного статус-кво, закреплённого трёхсторонним соглашением, которое было подписано в ноябре 2020 года главами России, Армении и Азербайджана. Продвигая этот план, Москва рассчитывала, что, развернув свой миротворческий контингент вдоль Лачинского коридора и линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, она ослабит влияние США в Арцахе и Армении, возьмёт под свой контроль транспортные узлы региона, а Пограничная служба ФСБ будет следить за движением грузов по разблокированному (в рамках выполнения соглашений) маршруту Азербайджан – Армения – Нахичеванская автономия – Турция.
Армению поставили на рельсы украинизации
Капитуляция Арцаха в очередной битве длящегося уже более 30 лет армяно-азербайджанского противостояния приблизила Баку к окончательному решению карабахского вопроса. Премьер Никол Пашинян, приведённый к власти под проект сдачи Нагорного Карабаха и изгнания России из Закавказья, уже выполнил первую задачу и половину второй. Теперь осталось дождаться, когда азербайджанские власти наведут на присоединённых территориях «конституционный порядок» и откажутся от услуг российских миротворцев, а Ереван в угоду США и русофобским настроениям закроет российскую базу в Гюмри.
Перейти к материалуНо, как и предупреждали скептики, ситуация очень быстро вышла из-под контроля. Армения начала саботировать работы по открытию Зангезурского коридора, а Баку совершать попытки силового захвата прилегающих к нему территорий. В августе 2021 года Ереван вывел из Нагорного Карабаха армянские войска, боеприпасы и тяжёлую технику, оставив непризнанную республику без военного прикрытия. А затем премьер-министр Никол Пашинян дважды, в октябре 2022 года в Праге и в мае 2023 года в Рейкьявике, дезавуировал московские соглашения, признав Арцах частью Азербайджана.
В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев сначала приказал перекрыть Лачинский коридор, ликвидировав тем самым связь между Карабахом и Арменией, а затем отправил азербайджанских военных покорять отрезанную от снабжения республику. Война продлилась один день. Арцах капитулировал, почти всё население покинуло свои дома и ушло в Армению. Россия промолчала, расписавшись в собственном бессилии. Де-факто управляемый американцами Пашинян и настроенный на экспансию Алиев переиграли Путина, сведя на нет миротворческие инициативы Москвы.
В течение всего постсоветского периода Россия была главным и единственным миротворцем Кавказа. Её военные контролировали ситуации в зонах абхазо-грузинского и осетино-грузинского конфликтов, а последние три года стояли в Нагорном Карабахе. Теперь, когда Москва лишилась этого статуса, её единственной зацепкой в Закавказье является исчезающее партнёрство с Арменией, которая не скрывает намерения выйти из ОДКБ и ЕАЭС, проводит совместные военные учения с Соединёнными Штатами, голосует за ратификацию Римского статута Международного уголовного суда и готовится запретить вещание российских телеканалов.
Двусмысленность этой ситуации понимают все. Но другой точки опоры в Закавказье у России нет.
И потому Владимир Путин, выступая в минувший четверг на Валдайском форуме, пытался дезавуировать атаки на Пашиняна, которого обвиняют в целенаправленном предательстве Арцаха, и высказал надежду на продолжение дружеских отношений с Ереваном. А уже на следующий день Москва, нарушив недавно введённый запрет на экспорт дизельного топлива и бензина, приняла решение о дополнительных поставках этой продукции в Армению.
Со своей стороны, вдохновлённый победой на Арцахом Азербайджан позволяет себе всё более пренебрежительно относиться к Евросовету, претендующему на роль дирижёра мирного процесса. А Ильхам Алиев проигнорировал пятистороннюю (Азербайджан, Армения, Франция, Германия, Евросовет) встречу в Гренаде из-за того, что на неё не пригласили Турцию, а Франция ведёт проармянскую политику.
Более того, азербайджанский президент демонстрирует готовность к продолжению экспансии. В конце прошлой недели он заявил о необходимости вернуть в состав Азербайджана ещё «восемь анклавов, всё ещё оккупированных Арменией». Этот напор подтверждает мнение экспертов, считающих, что среднесрочные планы Баку подразумевают поглощение всей армянской территории.
Столь же жёстко и оперативно отреагировал Алиев на информацию о намерении Франции наладить поставки оружия в Армению через имеющую выход в Чёрное море Грузию. В минувшее воскресенье он отправился с рабочим визитом в Тбилиси, чтобы договориться о блокировании этого транзита, а в качестве бонуса предложил соседнему государству стать площадкой переговоров по нормализации отношений между Баку и Ереваном.
Активность азербайджанского лидера вступает в противоречие с намерениями США утвердиться в Закавказье через контроль над Арменией и стать единственным кукловодом, а заодно и спонсором безопасности этого региона.
Такие планы соответствуют стандартному американскому сценарию, согласно которому Вашингтон контролирует всё.
Он держит под прицелом все подходы к мирному процессу на Украине, пытается замкнуть на себя переговоры по палестино-израильскому конфликту и вряд ли захочет уступить кому-либо Кавказ.
Особая ценность этого региона связана с тем, что он является удобной площадкой для давления на Иран и в случае необходимости обстрелов его территории, а также плацдармом для открытия второго фронта против России. И здесь интересы Штатов могут либо совпасть, либо войти в противоречия с планами Турции, которая использует агрессивный настрой Баку для выстраивания (через территорию Армении) транзита в Азербайджан, выхода к Каспийскому морю и далее в Среднюю Азию и тюркские регионы России.
Многие наблюдатели уверены, что резкая активизация ХАМАС связана с попытками Америки восстановить своё влияние на Ближнем Востоке, добившись сближения Саудовской Аравии и Израиля. Это наносило удар по игре Китая, который полгода назад срежиссировал диалог и возобновление дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном. Кроме того, Вашингтон рассчитывал на дополнительный бонус в виде увеличения добычи саудовской нефти.
В свою очередь, саудовцы хотели заключить с США оборонный пакт и получить от них поставки современных вооружений, помощь в развитии своей ядерной программы и содействие в смягчении позиции Израиля по палестинскому вопросу. Начавшаяся война вернула всё на круги своя. Штаты встали на сторону Израиля и даже начали оказывать ему военную помощь, а Саудовская Аравия отстранилась от Тель-Авива, потому что вынуждена прислушиваться к настроениям «мусульманской улицы», выражающей солидарность с Палестиной.
При этом в экспертных кругах нет чёткого понимания, кто заказал и оплатил кровавую бойню в Израиле. Рассуждая по принципу «кому выгодно», некоторые наблюдатели указывают на Китай, который, мягко говоря, не заинтересован в доминировании Соединённых Штатов на Ближнем Востоке. В Киеве и Варшаве говорят, что «нападение ХАМАС на Израиль выгодно России». В подтверждение этой версии в сеть вброшена информация о том, что в подготовке палестинских сил «участвовали представители ЧВК “Вагнер” и ЧВК “Редут”, действовавшие с согласия российского руководства».
Под подозрение попали и США, которые часто используют «хаотизацию международного пространства, чтобы нивелировать свои внутренние экономические и политические проблемы».
В подтверждение приводится тот факт, что спонсором ХАМАС является Катар, руководство которого тесно связано с определёнными кругами американских элит, а гуманитарной помощью Палестине уже много лет занимается контролируемый Вашингтоном Евросоюз.
Но главным подозреваемым стал Иран, у которого в принципе есть и мотивы, и ресурсы, и возможности для организации таких акций. Официальные лица Америки пока отвергают эту версию, но англоязычные СМИ тиражируют её с первого дня конфликта. Обвинения Тегерана в спонсировании терроризма компрометируют единственного союзника России в Закавказье и одновременно с этим разжигают в мусульманском мире соперничество за право возглавить джихад.
В первый день конфликта большинство глав соседних государств ограничивалось призывами к сдержанности, но на фоне разрушительных последствий израильской операции «Железные мечи» они начали выражать солидарность с лишённым своей государственности народом Палестины. Суть их позиции достаточно внятно выразил претендующий на роль лидера мусульманского мира президент Турции Реджеп Эрдоган.
«Только независимость Палестины может обеспечить мир на Ближнем Востоке <...>. Иерусалим стал символом оккупации. Права мусульман в регионе нарушались шаг за шагом в течение долгого времени. Создание палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме не может быть отложено».
Реджеп Эрдоган
президент Турции
В итоге получается, что нервом кавказского сюжета стали реваншистские устремления Азербайджана и его неприязнь к спровоцировавшим противостояние (попытка руководства Нагорного Карабаха уйти под юрисдикцию Армении в 1988 году) и победившим в войне 1992–1994 годов армянам. А запалом обострения на Ближнем Востоке является старая ненависть к Израилю со стороны Палестины, разделяемая мусульманским населением соседних стран. Символом этих настроений стал распространяемый в арабских социальных сетях ролик катарского телеканала Al Jazeera, в котором чёрный ворон срывает флаг Израиля.
Сегодня главным трендом большой политики стало стремление окончательно решить застарелые проблемы. Азербайджан сделал это на Кавказе, добившись исхода армянского населения Нагорного Карабаха и изменив расстановку сил в регионе. Теперь вместо формулы «3+3», где первая тройка – это закавказские государства, а вторая – соперничающие за влияние Иран, Россия и Турция, Баку предлагает новую конфигурацию «2+4», добавив к трём традиционным игрокам свою страну.
Расчёт здесь строится на том, что ослабленная последними событиями Россия и вовлечённый в ближневосточные разборки Иран со временем выпадут из игры, и после следующей итерации кавказский расклад будет описывать формула «2+2», в которой над парой православных стран (Грузия и Армения) будет нависать мощный суннитский союз Турции и Азербайджана. Этот сценарий несёт в себе соблазн заняться окончательным решением христианского вопроса в Закавказье.
На Ближнем Востоке ХАМАС не просто устроил кровавое празднование 50-летия начала войны Судного дня, но и поставил вопрос о статусе Иерусалима и палестинской государственности. В ответ Тель-Авив занялся окончательным решением проблемы сектора Газа, а втягивание в этот конфликт соседних мусульманских стран может привести к созданию новой антиизраильской коалиции, которая захочет кардинально решить проблему ненавистного ей Израиля.
Однако возможен и зеркальный вариант – окончательное решение проблемы «спонсирующего террористов» Тегерана.
Опыт таких операций у США есть. В 2003 году аналогичная схема была задействована против Ирака, а передовой штаб антииракской группировки находился в Катаре, который спонсирует ХАМАС. Если на этот раз дело действительно дойдёт до войны против Ирана, американцам очень пригодится плацдарм в Армении. Он пока не готов, но время ещё есть: вторжение в Ирак готовилось почти год.
На этом фоне остаётся радоваться тому, что Китай пока воздерживается от окончательного решения вопроса Тайваня, а Россия проявляет сдержанность в противостоянии с Украиной. Наблюдая в интернете за разрушительными обстрелами Газы, украинское население, возможно, поймёт, чем отличается специальная военная операция от настоящей войны на уничтожение, которая сегодня идёт на территории Палестины, а завтра может распространиться на весь Ближний Восток.