- Госдолг регионов приближается к критической отметке
- Налоговая реформа оставила губернаторов без денег
- Реформа налоговой системы плодит трущобы и больных россиян
Экономика России растёт и продолжит расти в ближайшее время: по уточнённому макропрогнозу Минэкономразвития РФ, в 2023 году – на 2,8 процента. Это соответствует показателям развития промышленного производства, которое уже по итогам первого полугодия показало рост на 2,6 процента. Главным драйвером развития, судя по статистике, выступает спецоперация – оборонная и смежные с ней отрасли. Но милитаристский импульс в силу объективных причин рано или поздно закончится, и властям придётся искать новые движущие силы для поддержания экономики страны.
На одном из последних заседаний Правительства РФ глава Минэкономразвития Максим Решетников представил обновлённый макропрогноз развития экономики. В соответствии с ним, в 2023 году экономика России вырастет на 2,8 процента, в 2024-м – на 2,3 процента и далее будет увеличиваться на 2 процента ежегодно до конца 2026 года.
Положительной динамике ВВП, по словам председателя Правительства Михаила Мишустина, в немалой степени способствует рост обрабатывающей промышленности, а также перестройка транспортно-логистических связей и повышение инвестиционной активности в первой половине года. Причём по данным, озвученным ранее Центробанком, инвестактивность расширялась наиболее энергично в том числе в обрабатывающих производствах.
Сейчас на долю обрабатывающих производств, по сведениям Росстата, приходится 14,2 процента ВВП. В ближайшие 12 лет показатель должен увеличиться до 15,45 процента, согласно обновлённой стратегии развития. Также должен удвоиться объём инвестиций и производительности труда в отрасли.
Именно благодаря обрабатывающим производствам российская промышленность по итогам первого полугодия 2023 года оказалась в плюсе, продемонстрировав рост на 2,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вторая составляющая российской промышленности – добыча полезных ископаемых – на фоне международных событий сократилась на 2–3 процента, кроме добычи угля (плюс 1,9 процента).
Для всего мира положительная динамика российской экономики стала неожиданностью. Опрошенные Bloomberg эксперты предрекали промышленности РФ спад на 1,4 процента в марте 2023 года, а она, напротив, выросла на 1,2 процента по сравнению с мартом 2022 года. В январе Международный валютный фонд прогнозировал, что рост российской экономики по итогам текущего года составит лишь 0,3 процента. Постепенно цифры менялись: в апреле МВФ предсказывал рост на 0,7 процента, а в июльском обзоре улучшил прогноз до 1,5 процента.
Важнейшую роль в увеличении объёмов промпроизводства сыграла специальная военная операция.
Рост показателей российского промышленного производства как минимум на две трети обеспечен оборонной и смежными отраслями, комментирует «Октагону» доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская.
– Вклад ВПК велик, так как это не только непосредственно участие в боевых действиях, но и продукция ВПК, люди, которые трудятся в этом секторе, – отмечает она.
Но милитаристский импульс не может длиться бесконечно – после любого подъёма неизбежен как минимум выход на плато. Глава Банка России Эльвира Набиуллина уже заявила о том, что темпы подъёма экономики во втором полугодии будут более умеренными, что «естественно после периода быстрого экономического роста», который ограничивается доступностью ресурсов. В дальнейшем не допустить падения экономики будет возможно лишь при оперативном переориентировании промышленности, работающей на ВПК, на гражданские отрасли.
Начиная с 2009 года российская промышленность показывала ежегодный прирост – в среднем на 1–2 процента. Пандемия коронавируса внесла коррективы: впервые за 11 лет, по итогам 2020 года, наблюдался спад – на 2,9 процента. Уже в следующем году произошёл рывок на 5,3 процента по отношению к показателям 2020 года.
Год начала спецоперации из-за множества введённых против России санкций мог стать началом долговременного спада промышленного производства, как предрекали западные аналитики. Некоторые отрасли действительно ощутимо просели – например, производство автотранспортных средств снизилось на 44,7 процента по итогам 2022 года и на 10,7 процента в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
В марте – июне 2022 года произошло отвесное падение почти по всем отраслям производства. Но затем экономика адаптировалась к новым условиям, и по результатам прошлого года удалось выйти на снижение промпроизводства лишь на 0,6 процента по сравнению с показателями 2021-го. А в первом полугодии 2023 года промпроизводство и вовсе продемонстрировало положительную динамику.
Подстегнул её гособоронзаказ и, как следствие, бурный рост оборонной и смежных отраслей.
Как ранее писал «Октагон», ещё в ноябре прошлого года министр обороны Сергей Шойгу заявлял, что в 2023 году объём гособоронзаказа должен был увеличиться в полтора раза.
В результате выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий повысился за полгода на 30,4 процента по сравнению с результатами января – июня 2022 года. В сравнении с относительно стабильным первым полугодием 2021-го – на 47,2 процента. В эту группу товаров входят, например, средства связи и защиты информации, специализированные технологии микроэлектроники, радиолокационное оборудование и радионавигационная аппаратура, а также производство программно-аппаратных комплексов, высокопроизводительных электронно-вычислительных машин для научных исследований в сфере ядерных оружейных технологий.
Второе место по темпам роста занимает производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования: 29,7 процента в январе – июне 2023 года по отношению к первому полугодию 2022 года и на 46 процентов – по отношению к первому полугодию 2021 года.
К этой группе металлических изделий относятся в том числе оружие, боеприпасы и части ядерных установок.
На третьем месте – производство прочих транспортных средств и оборудования, включая беспилотные комплексы и летательные аппараты, межконтинентальные баллистические ракеты, военные боевые машины, такие как БТР и бронемашины, корабли и суда. По этой статье прирост составил 22,1 процента по сравнению с первым полугодием 2022 года и 30,3 процента по отношению к первому полугодию 2021 года.
Помимо этого, за первые шесть месяцев 2023 года повысился выпуск электрического оборудования, мебели (одна из немногих статей, не связанных с гособоронзаказом), кожи и изделий из неё, одежды, кокса и нефтепродуктов, химических веществ, резиновых и пластмассовых изделий, металлургическое производство, изготовление табачных и пищевых изделий.
По мнению сотрудников Института экономики РАН, «оборонная статья» – производство прочих транспортных средств и оборудования – в 2023 и 2024 годах станет абсолютным лидером по темпам развития. Ежегодный прирост будет составлять 22,3 процента, указывают аналитики в статье «Экономика России в 2022–2024 годах: итоги, тенденции, прогнозы», опубликованной в журнале «Вопросы статистики». Также, по свидетельству экспертов, повысится производство готовых металлических изделий – на 11,6 процента в 2023 году и на 23,8 процента в 2024-м.
В то же время выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов продолжит падение – на 24,8 процента в 2023 году и на 13,7 процента в 2024-м.
В дальнейшем делать ставку исключительно на развитие ВПК бессмысленно, поэтому Правительство активно реализует крупные инфраструктурные проекты, развитие сельского хозяйства и переработки – то есть отраслей, которые всегда относились к «группе роста» и менее чувствительны к фазам делового цикла, поясняет Ольга Лебединская.
– Не менее активно государство поддерживает и «защитные отрасли», которые не демонстрируют опережающего роста в периоды экономического подъёма, но и не подвержены упадку в периоды спада экономической активности (пищевая отрасль, энергетика), – добавляет Лебединская.
Потенциально новым драйвером, по её словам, может стать строительная отрасль.
В целом же замедления экономики не произойдёт, если будет организована «система технологического трансфера, которая позволит активнее использовать возможности ОПК для развития гражданских производств, как это было сделано в СССР».
– При этом государство должно уделять особое внимание возможностям, которые направлены на разработку двойных технологий и выпуск продукции двойного – военного и гражданского – назначения, что позволит сохранить потенциал ОПК, а также ускорит развитие экономики страны в целом, – заключает Ольга Лебединская.
Заметим, что большая часть российских производителей не принимает участия в международных кооперационных цепочках, а большинство предприятий ОПК и вовсе выпали из мировой системы сотрудничества.