Предприятия оборонно-промышленного комплекса переживают острейший кадровый кризис. В условиях кратного увеличения гособоронзаказа и объёмов производства остаются незаполненными десятки тысяч вакансий. Пользуясь случаем, действующие сотрудники берут на себя дополнительную нагрузку и получают сверхурочные. Порой их смены длятся до 12 часов. Такой режим чреват срывами выполнения плана и фатальными ошибками.
Спецоперация дала российской экономике мощный импульс. Как сообщал в ноябре прошлого года министр обороны Сергей Шойгу, в 2023 году объём гособоронзаказа должен был вырасти в полтора раза. Ввиду того, что данные о финансировании ОПК в настоящее время носят закрытый характер, его объём в денежном выражении и сведения о его исполнении не публикуются. Косвенные показатели свидетельствуют, что вкладываемые в рынок средства подстегнули развитие многих смежных с оборонным сектором сфер.
По информации Росстата, в январе – июле 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42 процента вырос объём отгрузки компьютеров, электронных и оптических изделий, на 28,1 процента – готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (включая боеприпасы и ракеты), на 37,2 процента – производство прочих транспортных средств и оборудования (включая бронетехнику), на 28 процентов – выпуск электрического оборудования.
Увеличение вложений в оборонный сектор сыграло ключевую роль в росте ВВП страны.
Его объём во втором квартале 2023 года повысился на 4,9 процента по отношению к тому же периоду прошлого года.
Для выполнения повышенного заказа все предприятия начали расширение штатов, объявив дополнительный набор специалистов и рабочих. Сведения о трудовой мобилизации также официально не публикуются. Сделать вывод о её размахе можно, сравнив архивные и актуальные данные с сайтов, специализирующихся на помощи при наборе персонала.
Например, в 2017 году на интерактивном портале департамента по труду и занятости населения Свердловской области не было зарегистрировано ни одной вакансии «Уралвагонзавода». В настоящее время на сайте ведомства размещены 56 вакансий, в общей сложности предприятие по производству бронетанковой техники нуждается в 765 сотрудниках.
На сайте HeadHunter «Уралвагонзаводом» сегодня опубликованы 82 активные вакансии. Больше всего предприятию нужны инженеры ПТО, инженеры-сметчики, инженеры-конструкторы и инженеры-проектировщики.
Танк Т-90 на участке гидроиспытания бронетехники в механосборочном цехе № 130 «Уралвагонзавода».Фото: Донат Сорокин/ТАСС
АО «Уралтрансмаш» (согласно карточке компании на сайте HeadHunter, единственное в России предприятие по производству самоходной артиллерии) в 2021 году заявляло на HeadHunter всего шесть вакансий, в октябре 2022-го их уже было 28, на сегодняшний день – 49. Помимо инженеров и менеджеров, заводу не хватает слесарей, токарей, фрезеровщиков и шлифовщиков.
Самые востребованные специалисты в концерне «Калашников» – менеджеры по персоналу и специалисты по подбору персонала. Холдинг ищет в хедхантерских агентствах сразу 16 человек на эти позиции.
Аналогичный тренд наблюдается и на металлургических предприятиях. Если в октябре 2021 года корпорация «ВСМПО-Ависма» размещала на HeadHunter только три вакансии, то в 2022-м их было уже 90. На текущий момент предприятию требуется персонал на 183 позиции. Учитывая, что на большинство из них набираются десятки сотрудников (например, на работу приглашают 14 машинистов, 50 операторов производственной линии, 22 слесаря и сантехника, 31 токаря, фрезеровщика и шлифовщика), речь может идти о почти тысяче позиций.
Столкнувшись c кадровым кризисом, промышленные гиганты вынужденно наращивают нагрузку на действующих работников.
Они берут дополнительные смены и получают доплату за переработку. В ряде случаев им приходится работать в цехах по 12 часов. Часто руководство заводов идёт на неожиданные шаги. В частности, на «Уралвагонзавод» было трудоустроено 250 человек, осуждённых к принудительным работам. Но основные усилия кадровые службы прилагают по трём направлениям: привлечению на предприятие молодых специалистов, укреплению института наставничества и возвращению в цеха ветеранов.
«В 2022 году в несколько раз вырос гособоронзаказ», – сообщил на прошедшем в Екатеринбурге слёте советов ветеранов предприятий (организаций) «Трудовой опыт – на благо региона 2.0» директор «Уралтрансмаша» по управлению персоналом Владимир Третьяков. После этого на завод было дополнительно принято на работу 750 сотрудников. Но и этого недостаточно. Предприятие готово трудоустраивать ветеранов не только из Свердловской области, но и из соседних регионов, предоставляя им расширенный социальный пакет. В последний среди прочего входит финансовая помощь при оплате аренды жилья.
В 2022 году гособоронзаказ вырос в несколько раз.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
О готовности трудоустроить неработающих пенсионеров сообщил на слёте заместитель директора по персоналу корпорации «ВСМПО-Ависма» Александр Вахрушев. По его признанию, несмотря на то, что предприятие не относится к оборонной промышленности, объёмы получаемых им заказов растут.
При этом начальник отдела кадров «Уралвагонзавода» Сергей Палкин объяснил участникам слёта, что полномасштабному привлечению ветеранов препятствует действующее пенсионное законодательство.
«Кратно вырос гособоронзаказ, и мы столкнулись с нехваткой персонала. Опытные работники, которые остались на заводе, вносят свой вклад. Но так как индексация пенсии работающим пенсионерам не производится, некоторые ветераны к нам не возвращаются».
Сергей Палкин
начальник отдела кадров «Уралвагонзавода»
Индексация пенсий работающим пенсионерам была отменена в 2016 году. С тех пор вопрос о её возврате поднимается регулярно, но столь же регулярно не находит никакого решения – все соответствующие законопроекты отклоняются. Участники прошедшего в Екатеринбурге ветеранского слёта предложили председателю Федерации профсоюзов Свердловской области Андрею Ветлужских вновь выступить с инициативой о возвращении пенсионной индексации и включении этого вопроса в предвыборную программу кандидата от власти на предстоящих президентских выборах. Тот заявил, что такая работа уже ведётся.
– Мы будем поднимать этот вопрос. Такое решение даст ветеранам больше мотивации вернуться на производство. Ветераны – большой ресурс для предприятий для привлечения работников и передачи трудовых традиций. Они возвращаются к станкам в тот момент, когда у заводов возникает пик производственных заказов, – отмечает Ветлужских.