Понедельник 14 сентября – знаменательная для России дата. В этот день в 1812 году войска Наполеона вступили в опустевшую Москву, в 1911 году было совершено покушение на премьера Столыпина. Не менее богатым на важные события становится этот сентябрьский день и в 2020 году: в сочинскую резиденцию президента прибывает с давно ожидаемым визитом Александр Лукашенко, а ЦИК подсчитает голоса, отданные россиянами на минувших трёхдневных выборах. Если разобраться, то все эти исторические события связаны невидимыми нитями.
Как сто и двести лет назад, российская власть сейчас сталкивается с системными вызовами, от реакции на которые зависит судьба страны и дальнейшие перспективы россиян. Если в начале XIX века в результате усилий на Бородино и дальнейшей стратегии изматывания противника ситуацию удалось переломить, то в начале XX века наслоение трагических событий привело к катастрофе. Нынешняя обстановка сравнима и с тем и с другим историческими периодами.
Зеркалом нежелательного сценария стала Белоруссия, где, несмотря на все усилия Батьки и помощь российской стороны, сохраняются риски такой турбулентности, которая может привести к геополитической переориентации этой братской территории и её ползучему выходу из орбиты влияния РФ. Вместе с тем белорусский кризис, наряду с последствиями пандемии, становится ещё одним аргументом в пользу незамедлительного ремонта российской государственной машины, которая заметно надрывается в преодолении создавшихся препятствий.
«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», а каким власти видится выход из кризисного положения и за счёт чего предстоит переломить негативную динамику, стране так и не разъяснено. Весенний план восстановления экономики, который потом трансформировался в единый план достижения национальных целей развития, так и не прояснил конкретику поэтапных действий Правительства по преодолению отрицательных тенденций. Документ в основном фиксирует высоты, которые предстоит достичь к 2024 и 2030 году, но не может восприниматься как руководство к действию, потому что не содержит подробной и понятной инструкции, которую держали бы перед глазами чиновники сверху вниз по вертикали, а также и граждане от мала до велика.
А тут к тому же оказалось, что документ с точно таким же названием ещё 8 мая 2019 года утверждал предыдущий председатель Правительства Медведев. И хотя в новом плане ориентиры уточнены, а формулировки скорректированы, всё равно остаётся ощущение дежавю. Тем более что и медведевский план не блистал подробностями его исполнения, а затем и вовсе оказался неактуален ввиду изменившихся обстоятельств. Но если программные правительственные планы приходится каждый год менять под напором капризных внешних и внутренних условий, то следовало бы подготовить такой железобетонный проект, который, как автомат Калашникова, был бы работоспособен что в зной, что в холод, что в грязь, что в снег.
До намеченного на конец октября представления плана президенту остаётся всего ничего, а даже в самом Правительстве до сих пор нет полного согласия и чёткого понимания того, куда и как двигаться в ближайшие самые трудные для страны месяцы и полугодия.
Глядя на происходящее, бывший премьер Медведев намедни предложил ввести для населения безусловный базовый доход в 10 тысяч рублей, который бы гарантированно выплачивался всем нуждающимся вне зависимости от работы или безработицы и зигзагов правительственного планирования. В иных странах такой подход практикуется в силу развитого состояния экономики и успешности социальных моделей. В России же подобная инициатива выглядит как последнее средство от безнадёги и как замещение всех планов развития.
На самом деле страна пересидела на подножном корме всё лето и теперь вступила в подножную осень, которая ещё хорошо что оказалась богата на грибы и садово-огородный урожай. Не сказать, что государство совсем уж устранилось от поддержки россиян в их попытках выжить в этом необычном и сложном году: деньги хоть и скуповато, но выделялись адресно и на детей, и на потерявших работу, и на малый со средним бизнес, и на большие госкорпорации, и наличными, и налоговыми манёврами. Такие правительственные преференции были оценены страной куда выше, чем бесконечные вёрстки планов и вялые попытки перезапуска экономики.
Похоже, наверху тоже в конце концов приходят к выводу, что адресный трансферт из закромов сейчас куда важнее расширенных горизонтов планирования: синица в руке сегодня лучше обещанного на завтра журавля в небе. Потому и действующий премьер Мишустин перед трёхдневным ЕДГ поспешил выписать по три тысячи рублей дополнительных пособий на детей в семьях с безработными родителями.
Когда пишутся эти строки, результаты различных выборов в регионах ещё неизвестны, но можно быть уверенным, что процесс в целом не выйдет из-под контроля, картина итогов голосования будет примерно такой, как всегда. Эти выборы в столь напряжённый период нужны власти для того, чтобы продемонстрировать стабильность, приверженцами которой россияне являются несмотря на все перипетии и невзгоды.
Скептики полагают, что на фоне белорусских событий даже самая позитивная арифметика выборов ещё не гарантирует отсутствия дуновений совсем других ветров, которые, как в Хабаровске, могут возникнуть внезапно и сильно. Оптимисты утверждают, что запас прочности системы достаточен даже без чётких планов, при всех проблемах с госуправлением и обостряющихся внешних коллизиях. Но развитие ситуации во многом зависит от подножного корма, которым в значительной своей части живёт страна и который к глубокой осени имеет свойство сокращаться до критических значений. А потому власти пора перетряхивать высокую бухгалтерию, с тем чтобы своевременно реагировать на изменение обстановки, не доводя её до накала.