Если провести геополитический анализ происходящих в Белоруссии событий и рассмотреть их в исторической перспективе, поражаешься последовательной и неумолимой стратегии по ослаблению, расчленению и перехвату фрагментов нашей геополитической субъектности, которой столетиями придерживаются оппоненты России.
Даже бегло пробежав по истории последних столетий, несложно определить реперные точки западных атак на русскую цивилизацию. Церковный раскол XVII века после того, как Россия осознала себя центром православного мира в рамках концепции Москвы – Третьего Рима. Дальше новая пересборка в рамках романовской петровской модернизационной империи – и удар по самим Романовым, падение империи, убийство царя. Пересборка в сталинский, имперский по своей сути, социалистический проект – и его разрушение в 1991-м.
Формирование Союза ССР по принципу союзных республик, через их самоопределение – навязанный извне западный подход, принятый из Европы, где империи ликвидировались через самоопределение национальных государств в рамках общего модернизационного порыва. Так у нас появился «белорусский народ», как, впрочем, и «украинский народ». А вместе с ними «учреждённые» этими «народами» национальные государства на европейский манер. И вот они уже политические нации: там, где раньше был один народ – русский – и одно государство – Большая Россия.
Отторжение пространств происходит сначала через перевод их в нейтральную зону римланд на стыке западной (морской) и евразийской (сухопутной) цивилизаций, а затем – поглощение их западной цивилизацией целиком.
Дроблению большого пространства Евразии, разрушению советского блока и поглощению его фрагментов Западом посвящена книга ныне покойного, но от этого не менее влиятельного геостратега Запада Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска». Там про то, как содействовать самоопределению бывших советских республик и угонять их у России.
Книга была издана в России в 1997 году, а написана ещё раньше (но что такое 20 лет в многовековой стратегии Запада по ослаблению и расчленению Большой России?). И вот уже мы видим программу белорусской оппозиции, прямо сейчас, на наших глазах реализующей эти вековые западные геополитические стратегии – будто по книге Бжезинского.
Программа создана совместными усилиями таких политических структур, как Беларуский народный фронт, Беларуская партия «Зелёные», Беларуская социал-демократическая партия (Грамада), Беларуская христианская демократия, Объединённая гражданская партия, а также движение «За свободу» и центр гражданских инициатив «Наш дом».
«Ситуация как внутри страны, так и вокруг неё складывается неблагоприятным образом для национальных интересов Беларуси. Основные угрозы для национальной безопасности вызваны ростом агрессивности внешней политики Кремля, участием Беларуси в постсоветских интеграционных проектах под эгидой России, доминированием российских медиа в информационном пространстве Беларуси и невысоким уровнем национального сознания беларусов».
Но в Европе становление политических наций происходило столетиями. В этносоциологических категориях этносы сливались в народы (лаос), народы создавали империи, где столетиями происходила атомизация, кристаллизация гражданина как атомарного субъекта, и уж потом империи распадались на политические нации, где атомарные граждане через политический договор учреждали новую, политическую, то есть искусственную общность.
У нас же всё было не так. Был один народ, русский, одно цивилизационное пространство, единое государство, никакой атомизации, никакого самоопределения, просто раз – и национальные республики были назначены директивно, а те, кто оказался в их политических границах, раз – и стали как бы самоопределившимися политическими нациями. У нас это называют миной замедленного действия, подложенной под целостность единого российского государства.
Но если в советский период железная рука партии держала это в рамках единого государства, то после отмены партии и разрушения СССР выяснилось, что всё это фикция.
И одни из них стали называться украинцами (а украинец – это исключительно гражданство, политическая категория), некоторые – белорусами, так как автоматически стали гражданами РБ, а некоторые – россиянами, став гражданами РФ. Но все вместе они остались русскими.
Так, конечно, с точки зрения атлантистской геополитики, каши не сваришь, ведь пройдёт время, и русские опять соберутся в одно государство, и тогда держись. Отсюда задача – эту искусственную национальную идентичность насадить и затвердить, а воссоздание единого стратегического пространства, в котором русские объединятся, не говоря уже о едином государстве, – исключить. Отсюда такая истеричная долбёжка в одну и ту же точку: «национальные интересы Беларуси», «угрозы для национальной безопасности», «невысокий уровень национального сознания беларусов». Конечно, невысокий, откуда же ему быть высоким, если мы один народ – русский народ?
На этот довод в программе тоже содержится свой ответ, обозначенный как «Первоочередные меры (до 2021 года) в политической сфере»: «...Введение уголовной ответственности за публичные высказывания, которые оспаривают существование отдельной беларусской нации и/или её исторического права на собственное государство. Введение уголовной ответственности за публичные оскорбления беларусского языка». Но это ещё не всё.
До 2025 года – «возвращение беларусскому языку статуса единственного государственного, разработка и осуществление административных и финансовых мер стимулирования беларусскоязычных СМИ, книгоиздательства, культурной жизни. Возвращение государственных доплат за обучение и воспитание на беларусском языке в дошкольных средних и высших учебных заведениях; Беларусизация религиозной жизни всех христианских конфессий и других религий; Беларусизация системы образования всех уровней и форм».
Это, так сказать, необходимый культурно-цивилизационный фон. А дальше – чистая геополитика: «...Выход из “Союзного государства”, Евразийского Союза, Таможенного Союза и других интеграционных образований, где доминирует Россия и осуществление пограничного и таможенного контроля на границе с Россией». Всё то, что необходимо для того, чтобы зафиксировать геополитический отрыв от России.
То есть сначала вас изолируют от остальной части русского народа в искусственно созданном политическом гетто. Затем вас учат быть белорусами через принудительную белорусизацию, взяв границу с Россией под контроль, чтобы сохранить чистоту эксперимента, не допустив никакого влияния из «чужеродной» среды. А затем вас оптом поглотит западная цивилизация, где вы станете гражданами бесполого западного мира. Но произойти это может только тогда, когда вы забудете, что вы русские.
В программе так и написано: «запрет пророссийских организаций, деятельность которых противоречит национальным интересам, а также российских фондов и организаций, которые финансируют такие структуры; мониторинг силами гражданского общества деятельности прокремлёвских инициатив в Беларуси».
То есть не допустить ничего русского, особенно языка, только ничем не замутнённый искусственно созданный на основе хуторских диалектов язык не существующей доселе «бяларускай нации», которая в итоге через жёсткие карантинные меры и принудительную «бяларусязацию» в изолированном от остальной России пространстве должна стать данностью.
Это и есть базовый электорат Александра Лукашенко.
Точнее был, пока он не начал все эти геополитические игры с Западом в надежде припугнуть Путина и получить выгодные для себя и своего окружения цены на энергоносители. Только ни визит Помпео в Минск, ни поездка самого Лукашенко в Вашингтон своим его для Запада не сделали и не могли сделать, но своего, пророссийского, русского избирателя он потерял. Прямо как в том анекдоте про другого дурного президента другого русского государства, который доигрался в цены на энергоносители до того, что вынужден был бежать в Ростов-на-Дону, бросив страну на растерзание другим националистам. Но неужели и Лукашенко ввергнет вверенных ему русских людей в столь же чудовищный социальный эксперимент по созданию белорусской нации? Вопрос пока повисает в воздухе, как и сам Лукашенко…
Автор – член Изборского клуба, директор Центра геополитических экспертиз.