Приостановка работы на белорусских госпредприятиях на деле оказалась продолжением политических митингов, прокатившихся по стране после оглашения результатов выборов президента республики 9 августа. В эти дни своё недовольство выражают сотни людей из трудовых коллективов, но пока они не предъявили ни одного экономического требования. Такие действия в стране незаконны, но руководство фабрик и городские власти намерены вести переговоры с протестующими.
Листовки с заявлениями о забастовках на различных госпредприятиях Белоруссии ещё 9 августа начал публиковать главный редактор телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич. Экс-журналист радио «Свобода» с ноября 2019 года ведёт активную информационную кампанию с территории Польши.
Одной из первых появилась новость о приостановке работы на «дочке» концерна «Белнефтехим» ОАО «Гродно Азот». Польский телеканал «Белсат», вещающий на территории Белоруссии, в качестве доказательства привёл листовку с заголовком «Общенациональная забастовка».
В ней говорится о политической ситуации в стране, а среди требований нет ни одного экономического. Речь в документе идёт о временной забастовке с 13 по 18 августа, составлен он от имени трудового коллектива, но без подписей самих работников, указания их количества и даже без ссылки на представительный орган, то есть профсоюз. Также в листовке сказано, что мероприятие состоится у КПП, что прямо намекает на проведение митинга.
Администрация предприятия уже назвала новость о забастовке провокацией. Остановка химического гиганта могла обернуться серьёзными последствиями: среднесписочная численность сотрудников «Гродно Азот» на 1 января 2019 года составляла 7,5 тысячи человек.
Работники «Гродно Азот» не согласны с результатами выборов.
Также телеграм-каналы писали о стачках на Минском маргариновом, Минском электротехническом, Минском автомобильном и Жабинковском сахарном заводах. Сообщают о волнениях на ОАО «Интеграл», РУП «Белэнергосетьпроект», недовольстве в Институте химии новых материалов НАН Беларуси и в других организациях.
С целым списком политических требований выступил «Завод Химволокно», филиал «Гродно Азот». Среди них – проверка правильности процедуры подсчёта голосов на прошедших выборах, прекращение жестокости со стороны МВД, восстановление работы интернета в стране. Два последних пункта уже выполнены.
Хотя обращение к властям подписали председатель профкома ОАО «Гродно Азот» и глава профкома «Завода Химволокно», сомнительно, что профсоюз сможет под политические лозунги вывести на улицу хотя бы половину из 13,3 тысячи своих членов.
Инцидент на БелАЗе в Жодино наглядно показал, что на производствах проходят именно митинги.
Согласно статье 388 Трудового кодекса республики, забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения своих обязанностей для разрешения коллективного трудового спора. Вопрос о её начале принимается на собрании или конференции тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нём присутствует более половины работников, а конференция – при участии не менее двух третей делегатов, сказано в статье 389 документа.
Забастовка работников Белорусского автомобильного завода (БелАЗ) в городе Жодино.Фото: Вера Аркинд/Sputnik/РИА Новости
Таким образом, чтобы организовать законную забастовку в Белоруссии, необходимо иметь на предприятии крепкий профсоюз, в котором будут состоять более 50 процентов от всего числа трудящихся. Документов с такими цифрами пока ни одно информационное издание или телеграм-канал не предоставили.
Кроме того, представительный орган обязан уведомить нанимателя о своём решении провести забастовку за две недели до её начала. При этом необходимо указать перечень разногласий сторон, дату и время начала забастовки, её продолжительность, предполагаемое количество участников. Обязательно указывается и минимум необходимых работ.
Профессор Нижегородского госуниверситета, специалист по проблемам профсоюзного движения Александр Золотов считает, что трудящиеся, которые не прошли школу забастовочной борьбы, не имеют шансов на победу в отстаивании своих интересов. Он напоминает, что подобные инциденты случались в конце 1980-х годов в СССР. Чтобы добиться выполнения каких-либо требований, директора предприятий организовывали акции протеста, ссылаясь при этом на коллектив. А в 1990-х уже политики использовали заводчан в ходе предвыборной агитации. Кроме того, наёмных работников часто привлекают в качестве пристяжных, объясняет эксперт.
– Ситуация со стачечным движением что в России, что в Белоруссии неразвитая. Бывает приостановка работы, но она не тянет на забастовку в полном смысле этого слова – собрание большей части коллектива, выдвижение требований. Дело не в том, что бастовать нужно по закону, а в том, как вы организованы, есть ли у вас поддержка, способны ли вы пройти долгую процедуру согласования и борьбы. А подобная вспышка – это бунт. Массового движения быть просто не может, а заводчане в данном случае выступают как люди из толпы, а не как трудовые коллективы, – поделился Золотов.
«Участия заводчан в митингах я не исключаю. Не все понимают свои интересы. Многие действительно не предполагают, что после свержения Лукашенко производство в стране будет разрушено. Многие дают себя увлечь сказками, что скоро у них будут заработки, как в Польше и Чехии».
Александр Золотов
профессор Нижегородского государственного университета
Глава правительства Белоруссии Роман Головченко выступил с заявлением о том, что власти страны полностью контролируют ситуацию на производстве, и назвал мифом информацию о дестабилизации обстановки в республике.
Пока же митинги на производствах напоминают очередной флешмоб, подобный мирным акциям протеста, которые устраивают в Белоруссии сотни женщин в белом.