Навальный и Ройзман бастуют за поправки

Навальный и Ройзман бастуют за поправки

Политика 29 июня 2020 Константин Джултаев

Бойкот голосования по поправкам к Конституции соответствует интересам Кремля. Против реформы выступает треть россиян. Если Навальный и Ройзман убедят недовольных остаться дома, то результаты голосования покажут практически стопроцентную поддержку реформы. Но скрытый протест никуда не денется и проявится в самый неожиданный момент.

С заявлением о бессмысленности участия в плебисците Алексей Навальный выступил ещё в первых числах июня. В видеообращении к сторонникам оппозиционер признал, что изначально планировал организовывать бригады наблюдателей за ходом голосования. Но отказался от этой затеи в связи с противоэпидемиологическими мерами и отсутствием чётких правил его проведения.

«…Будут выгонять [наблюдателей из помещений для голосования] каждый час на 10 минут. Здесь люди будут голосовать где угодно и не будут внесены в список избирателей. Ты можешь прийти, показать издалека паспорт, он есть у всех, и проголосовать – и тебе подарят ручку. А потом ты можешь пойти на другой участок, показать паспорт и снова проголосовать», – пояснил оппозиционер.

Навальный не стал открыто призывать к бойкоту, но дал понять сторонникам, что является противником участия в плебисците.

«Я не могу в этом участвовать. Это подлость и мерзость, об этом и нужно говорить. Меня никто не убедит, что я туда должен идти. Но я и не буду сильно осуждать тех, кто пойдёт и проголосует против».

Из выступления Алексея Навального на YouTube Из выступления Алексея Навального на YouTube

Схожую мысль попытался донести до сторонников бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. По его мнению, снижение явки на голосовании станет главным свидетельством россиян против корректировки Конституции.

«…Власти за счёт голосования надо легитимизировать уже произошедший конституционный переворот ˂...˃. В регионах уже ставят задачу создать движение на участках и продемонстрировать максимальную явку. Явка – это поток народа, динамика, визуальная легитимизация происходящего ˂...˃. Если люди не идут на участки, то картинки нет, и говорить не о чем», – пояснил Ройзман в своём видеоблоге.

В разговоре с корреспондентом «Октагона» оппозиционер подчеркнул, что считает предстоящее голосование бессмысленным и ни при каких условиях не примет в нём участие.

Евгений Ройзман считает бессмысленным голосование за поправки.Евгений Ройзман считает бессмысленным голосование за поправки.Фото: Евгений Биятов/РИА Новости

По данным социологов, у противников внесения поправок в Конституцию ещё есть теоретический шанс отстоять главный закон страны в сегодняшнем виде. Но действия Навального и Ройзмана сводят его практически к нулю.

Руководитель проектов «Левада-Центра» Степан Гончаров привёл «Октагону» данные последних исследований, согласно которым внесение поправок в Конституцию поддерживает порядка 47 процентов респондентов, против выступает около 30 процентов опрошенных. Чуть больше 20 процентов респондентов при этом пока не определились со своим мнением. Таким образом, в случае мобилизации сторонников противники изменения Конституции могли бы получить шанс на победу.

– Могли бы, но доля планирующих принять участие в голосовании сторонников поправок к Конституции гораздо выше, чем их противников. Противники реформы деморализованы. Их кто-то должен привести на участки. Но происходит обратное. Противникам реформы говорят, что ходить на голосование не нужно, в результате их голоса в итоговом результате учтены не будут, – объясняет Степан Гончаров.

Схожим образом оценивает ситуацию генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров.

«Стратегия бойкота голосования, конечно, будет влиять на результаты. Чем активней бойкот, тем выше итоговый результат поддержки поправок к Конституции». 

Валерий Фёдоров | генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров
генеральный директор ВЦИОМ

От численных оценок и прогнозов глава ВЦИОМ воздержался, предложив дождаться результатов плебисцита.

Социологи предупреждают, что избранная Алексеем Навальным и Евгением Ройзманом стратегия может иметь долгосрочные негативные последствия и привести к росту социальной напряжённости уже в недалёкой перспективе.

– Один из главных мотивов тех, кто выступает против Конституции, – недовольство ситуацией в стране. Предпосылок к улучшению ситуации и повышению уровня жизни пока, к сожалению, нет. Новых драйверов повышения уровня доверия не видно. Поэтому доля противников реформы будет расти. Поэтому не удивляюсь, если люди, призывающие бойкотировать предстоящее голосование, имеют какую-то более долгосрочную стратегию, – поделился мнением аналитик «Левада-Центра» Степан Гончаров.

О риске роста скрытого протеста рассказал «Октагону» директор фонда «Социум» Александр Долганов. Он подтвердил, что противники внесения поправок в Конституцию ведут себя более пассивно, чем сторонники реформы. Но вопрос согласия либо несогласия с реформой не считает главным.

– Сегодня для людей более важен моральный аспект участия в голосовании ˂...˃. Важно также то, что наступит после голосования. Голосуя в 2018 году на выборах президента за Владимира Путина, люди голосовали за перемены. И многие разочарованы тем, что ожидавшихся перемен не произошло, – предупредил социолог.

Технологию бойкота голосования впервые применил в России Эдуард Лимонов. В 2003–2004 годах он призывал сторонников отказаться от участия в выборах депутатов Госдумы и президента.

В 2004–2006 годах этот приём активно применялся в ходе региональных кампаний. В частности, уральский политик Антон Баков призывал пенсионеров отказаться от участия в выборах в облдуму. Он чуть не сорвал выборы, снизив явку на них до 27 процентов. После этого случая в регионе был отменён минимальный порог явки.

В 2011–2012 годах за бойкот выборов в Госдуму и президента РФ выступали Гарри Каспаров и его сторонники. В 2017 году после отказа ЦИК зарегистрировать кандидатом на президентских выборах Алексея Навального он объявил о начале «забастовки избирателей». В результате Владимир Путин получил по результатам голосования рекордный результат – 76,69 процента.