Председатель Правительства России впервые выступил с отчётом о работе перед наделённой расширенными полномочиями Госдумой, которые она получила после принятия поправок к Конституции. В их числе – назначение премьера и министров. Трудно сказать, этим ли был обусловлен доверительный стиль общения Михаила Мишустина с депутатами. Доклад о стратегии правительства стал политическим заявлением премьера и даже заявкой на ведущую, а не на техническую роль в российской власти.
Мишустина, разумеется, сравнивали с предшественником – Дмитрием Медведевым, первое отличие – премьер выступал без бумажки. Несмотря на отсутствие шпаргалки, он ни разу не сбился с мысли. Секрет в телесуфлёрах, которые были расположены слева и справа от выступающего и не видны аудитории. Использование новой технологии публичного выступления подчёркивало новый стиль.
Мишустин сфокусировал внимание на нескольких ключевых темах: преодолении последствий пандемии, поддержке граждан и экономики, модернизации, цифровизации и перезапуске экономики с учётом современных реалий.
Главная задача правительства – «повышение качества жизни каждого человека в стране за счёт роста экономики и развития социальной сферы», сказал Мишустин в начале выступления. По его словам, государство должно людям помогать жить, а не мешать.
После начала пандемии звучали мнения о том, как же не повезло Мишустину и его правительству. Едва приступив к выполнению своих обязанностей, он и министры должны были решать экстраординарные задачи – сценарию плавного вхождения во власть и построения долгосрочной стратегии сбыться было не суждено.
Время показало, что кабмин в целом справился со своими задачами, не допустив катастрофического развития эпидемии, попутно – с разной степенью эффективности – поддержка была оказана экономике и гражданам.
Премьер в докладе отметил, что в некоторых случаях приходилось исправлять проблемы, созданные предшественниками.
«С распространением инфекции значительная нагрузка легла на первичное звено – фундамент всей системы здравоохранения. Ключевая задача по его модернизации была поставлена президентом. Для её решения дополнительно будет выделено почти 500 млрд рублей на пять лет. При этом мы должны не только концентрироваться на создании новых, современных поликлиник, ФАПов, но и устранить проблемы, которые возникли при оптимизации здравоохранения», – сказал Мишустин.
На поддержку системы здравоохранения в период пандемии правительством было выделено 170 млрд рублей, дополнительно развёрнуто 18,4 тыс. коек, прошли закупки оборудования, назначены дополнительные выплаты медработникам, находящимся на передовой в борьбе с коронавирусом.
«Россия справилась с последствиями пандемии лучше многих других стран. Показатель заболеваемости на тысячу жителей у нас примерно в два раза ниже, чем в США, Англии, Германии. Отчасти это связано с тем, что мы действовали на опережение. Например, мы едва ли не первые, кто закрыл сообщение с Китаем, начиная с января ведём мониторинг ситуации и анализируем варианты её развития», – сказал он.
Володин и средняя зарплата
Меры поддержки населения и бизнеса, о которых много уже сказано и написано, премьер назвал беспрецедентными: почти 600 млрд рублей на выплаты семьям с детьми; снижение страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса с 30 до 15 процентов; беспроцентные кредиты на зарплату для работников малых и средних предприятий на 93 млрд рублей. Антикризисные пакеты вместе с льготной ипотекой и другими мерами стоят 5,6 трлн рублей.
Премьер заглянул в будущее – сказал о плане по реализации указа президента о национальных целях развития до 2030 года: «Постановка новых целей потребует изменения национальных проектов и документов стратегического планирования. Мы планируем завершить эту работу совместно с вами осенью. При реализации национальных проектов необходимо сосредоточиться на результатах, которые непосредственно влияют на улучшение жизни людей, через сохранение занятости и повышение доходов, защиту здоровья, создание благоприятных условий предпринимательской деятельности и поддержку ключевых отраслей экономики».
Действовать придётся в жёстких рамках, констатировал премьер, хотя тон его выступления и так нельзя назвать бравурным.
В зале присутствовали члены правительства, но их помощью премьер не воспользовался, после доклада он сам ответил на 22 вопроса депутатов.
Не всегда ответы Мишустина депутаты принимали без споров. Так случилось с вопросом, который задал депутат от КПРФ Олег Смолин, о средних зарплатах врачей и педагогов. Официальные данные о повышении зарплат и доведении их до уровня, обозначенного в майском указе, не соответствуют действительности, сказал депутат.
Мишустин в ответ назвал цифру в 40,1 тыс. рублей в среднем по стране, но ему возразил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Во многих регионах этот показатель равен 28 тысячам, а где-то и того меньше, сказал он и попросил уйти от термина «средняя зарплата», когда речь идёт о работниках бюджетной сферы. Итогом дискуссии стало решение пересмотреть методику формирования заработных плат педагогов и привести её в соответствие с реальными показателями социально-экономического развития регионов.
Жириновскому не хватает политики
Впрочем, общую благожелательность парламента к премьеру сложно было не заметить. Это касалось и выступлений лидеров партийных фракций.
«Я хочу поблагодарить председателя Правительства РФ и его команду. Они выбрали верные, ключевые позиции и честно изложили, что происходит», – сказал глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов. Он добавил, что службы стали работать более оперативно: скорее отвечают, лучше вникают в суть проблем, регулярно звонят и советуются.
О том, что «эсеры» не ошиблись, поддержав Мишустина, сказал и лидер фракции Сергей Миронов: «Многое начато и многое сделано. Самое главное, что государство и экономика выстояли в борьбе с коронавирусом, и в целом итоги позитивные». Однако в позиции главного коммуниста было много противоречивого: поддержав меры, предпринятые правительством, саму ситуацию он назвал катастрофической.
Тон Владимира Жириновского был самым некомплементарным: его не устроило, что премьер мало внимания уделил политической составляющей.Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Владимир Жириновский и вовсе назвал Мишустина «лучшим председателем правительства», но тут же оговорился: «Но кто-то вам мешает работать». Тон лидера ЛДПР оказался самым некомплементарным: его не устроило, что Мишустин мало внимания уделил политической составляющей. Это стало вступлением к монологу о протестах в Хабаровском крае, вызванных арестом губернатора Сергея Фургала. И здесь премьер тоже смог удовлетворить запрос: он прокомментировал ситуацию и даже заверил Жириновского в поддержке персоны дальневосточного врио.
Артистизм представителя «Единой России», председателя комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова затмил содержательную часть его выступления. Но здесь без сюрпризов – «Единая Россия» всецело одобряет действия премьера и правительства.
В целом же позиции партий и в вопросах от депутатов, и в выступлениях их лидеров по отношению к премьеру можно назвать конструктивными, что, скорее всего, позволит Мишустину рассчитывать в ближайшей перспективе на консолидированную поддержку парламента, наделённого полномочиями назначать председателя правительства и членов его кабинета.
Тем более что сегодняшним выступлением Мишустин заявил, что пришёл он в кабмин всерьёз и надолго.
«Если у кого-то сохранялись сомнения в политических амбициях Михаила Мишустина, то сегодняшнее выступление в Госдуме должно окончательно их развеять», – пишет телеграм-канал «Незыгарь» и отмечает, что экс-глава ФНС (опять же в противовес Медведеву) ни разу не упомянул о банковской системе и «рынке». Вместо этого «стратегическое планирование», «инфраструктурные проекты», «цифровая трансформация».
Формулировки свидетельствуют о принципиальных изменениях в экономической политике с примитивного рыночного вектора на системно-информационный, делает вывод «Незыгарь»: «Роль государства при этом должна неуклонно возрастать, сужая сферу влияния олигархических группировок. С высокой долей вероятности премьер планирует провести такую масштабную реформу, развивая информационный сектор экономики, который пока свободен от контроля списка “Форбс” и его известных лоббистов во власти. Теоретической основой глобальных сдвижек может стать концепция “постиндустриального информационного общества”, обосновывающая неизбежность четвёртого и пятого общественно-технологических укладов. Не случайно премьер подчеркнул необходимость “трансформировать все сферы общества” и упомянул о “новых требованиях ко всем элементам государства”. А это уже заявления не “технического премьера”, а политического лидера, претендующего на масштабные реформы».
В целом после выступления в Думе о разговорах, которые вели в разных кулуарах и особенно московской власти, о временности премьера и его смене, в частности, на Сергея Собянина, можно забыть. Мишустин продемонстрировал, что разговор не закончен – стратегические цели будут дополняться деталями.
Впрочем, на повестке остаётся другой вопрос: встретится ли ещё в таком формате с Мишустиным сама Государственная дума. Сценарий её досрочного самороспуска по-прежнему всерьёз обсуждается.