Первые дни 2023 года ознаменовались открытием нового фронта. Фронта борьбы с гарантом правовой стабильности – Конституцией. Ещё недавно она была опорой государства, обеспечивавшей его легитимность и силу. Но теперь Основной закон лишили сакрального статуса. На него разрешили нападать даже политикам второго эшелона. Отмена документа или превращение его в пропагандистскую разменную монету чреваты возвращением в 1990-е. А может, и гораздо глубже в историю – в XVI век.
У каждой эпохи есть свой фундамент, гарантирующий сохранение системы при любых проблемах и волнениях. На протяжении многих столетий в России это была монархия. Сохранение царской крови во главе государства обеспечивало ему будущее. Потеря этого стержня в конце XVI века запустила Смуту, поставила под сомнение независимость и само существование страны. Понадобилось несколько десятилетий восстаний и войн, сотни тысяч смертей, чтобы Россия, сделав выводы из этого кризиса, вышла из него победительницей. Спустя 300 лет окончательное крушение монархии привело к череде новых трагедий, разрушивших не только империю, но и её духовные основы.
В эпоху Советского Союза фундаментом государства выступала советская идеология. Именно она скрепляла противоречивое общество, побуждая его стремиться ко всё новым достижениям. Со временем эта основа устарела, увязла в догматизме и бюрократизме, разрушив саму себя. Во время позднего СССР жители страны всё в большей степени верили, что счастье им даст возможность купить новые джинсы и обмыть покупку стаканом кока-колы, а не право участия в партсобраниях у бюстов Ильича. И империя с её коммунистическими нравственными основами распалась повторно.
Конституция скрепляла границы
Фундаментом новой России стала её Конституция. Она не позволила стране распасться на удельные княжества и превратиться в мафиозную клоаку в 1990-х, насаждавшую жизнь не по закону, а по «понятиям». На неё опирался после избрания президентом Владимир Путин. При нём прокуратура начала бороться с правовым феодализмом, добиваясь приведения законодательства во всех регионах в соответствие с федеральным. На полную победу в борьбе за верховенство закона ушло целое десятилетие.
Конституция РФ оказалась лишена главного недостатка советской идеологии – косности.
Проведённое в 2020 году общероссийское голосование привело Основной закон в соответствие с изменившимися потребностями общества. Конституция, в отличие от монархии, не является односторонней. Она долгое время объединяла и турбопатриотов, и либералов, удерживая и тех и других от необдуманных шагов. Как бы ни хотелось некоторым ограничить свободу слова, она (как и другие права человека) остаётся незыблемой. Несмотря на все разговоры о зависимости Госдумы от исполнительной власти, самостоятельность парламента (как и других ветвей власти) никто не отменял.
В ходе СВО участились атаки на Основной закон
Ожидалось, что с Конституцией будут согласованы все этапы специальной военной операции (СВО) на Украине и принятые в ходе неё решения. Но именно в 2022 году появились первые тревожные сигналы, свидетельствующие об изменении отношения к её нормам. Практически сразу за официальным принятием в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей часть их территорий была оставлена. Эти действия были названы перегруппировкой и не нашли чёткого объяснения. А в указе о рождественском перемирии и вовсе содержалась формулировка о прекращении огня «на Украине», а не на территории регионов РФ.
В начале 2023 года ряд российских политиков пошёл в открытую атаку на главный закон страны. Первые заявления носили явно эпатажный характер. С таким, например, отметился сенатор Сергей Цеков, предложивший изымать имущество у покинувших Россию во время СВО граждан и направлять его участникам спецоперации.
Сенатор Сергей Цеков предложил направлять участникам спецоперации имущество, изъятое у покинувших Россию граждан.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Последовавшие за Цековым единомышленники вложили в свои выступления дополнительный смысл. По их мнению, ради высоких целей о Конституции можно забыть полностью или частично. Депутат Госдумы от «Единой России» Олег Морозов опубликовал пост, в котором призвал задуматься о возможности лишения гражданства тех, кто критикует спецоперацию, находясь как внутри России, так и за её пределами. Парламентарий согласился с тем, что подобная мера противоречит Основному закону. Однако руководство страны, по его словам, должно решить, стоит ли «продолжать играть по правилам».
9 января к дискуссии подключился заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. Он призвал обходиться «с предателями, переметнувшимися к врагу и желающими гибели своему Отечеству», «по закону». Но тут же уточнил:
«А вот если закон не работает или не достигает цели, то по особым правилам военного времени».
Можно предположить, что Медведев имеет в виду заложенную в статье 87 Конституции РФ возможность введения в стране военного положения. Однако последующие рассуждения замглавы Совбеза заставляют усомниться в этой версии: он ведёт речь лишь о неких «специальных правилах», по всей видимости, не укладывающихся в Основной закон страны.
Или игра по правилам, или Смута
Одним из немногих на защиту Конституции РФ встал глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, ставший соавтором принятых в 2020 году поправок к Основному закону страны.
«Политики, которые призывают перестать “играть по правилам” и не обращать внимания на Конституцию, должны покинуть конституционные органы власти страны», – отреагировал он на предложение Олега Морозова. Сенатор отметил, что у некоторых его коллег «тяга к эпатажным заявлениям побеждает всё», а также напомнил Дмитрию Медведеву, что, пока Госдума не приняла законы военного времени и они не подписаны президентом, действовать власть может только в соответствии с Основным законом.
Споры вокруг реальной или фактической отмены Конституции либо некоторых её норм или введения военного положения могут, конечно, быть частью очередной информационной игры, попыткой создать очередную порцию информационного шума.
Но даже формальное шатание правового столпа России ставит под вопрос доверие ко всей правовой системе страны.
Закладывает в головы простых жителей мысль, что можно жить по справедливости, а не по закону. Что если нельзя, но очень хочется, то можно.
И вот тогда можно будет ожидать цепной реакции. Пробуждения в регионах националистических сил, на глазах у которых давно развивается спор между Москвой и Казанью по поводу названия должности и статуса главы Татарстана. Выхода из тени мафиозных структур, готовых предложить свои услуги по решению вопросов «по понятиям» в обход закона. И размытия строившейся многие годы вертикали власти. В какую именно эпоху тогда погрузится страна – в 90-е годы XX века или в XVI век, – будет зависеть лишь от обстоятельств.