Режим закрытия границ в Донецкой народной республике (ДНР) доставляет немало проблем местным жителям. Нельзя не только выехать в Россию и на Украину, власти ограничили и перемещения внутри самой республики. Дончане уже два месяца не могут выехать за зарплатами в российский Матвеев Курган и за пенсиями на Украину.
Режим самоизоляции в ДНР существенно мягче, чем в России. В республике не закрывались крупные предприятия, кафе и рестораны прекратили работу только частично. Не действует для жителей ДНР и режим самоизоляции в привычном для России понимании: жёсткая самоизоляция введена только для пенсионеров, остальным разрешается ходить на работу, гулять, общаться при условии, что всё это делается в масках и с соблюдением социальной дистанции.
Граница с Украиной
Передвижение через границы республики ограничено было жёстко, причём республика не сделала разницы между Россией и Украиной. 16 марта официальный Киев первым закрыл свои блокпосты с ДНР и перестал пропускать граждан. Со своей стороны ДНР также закрыла границу с Украиной, оставив гражданам республики, находящимся на украинской территории, возможность вернуться. 10 июня главком ВСУ Руслан Хомчак объявил об открытии украинских блокпостов, однако ДНР в ответ не открыла свои. В украинских СМИ появились репортажи о возмущённых этим решением дончанах и гражданах Украины, которые устали от того, что не могут выехать к родственникам, семьям или просто вернуться домой.
На Украине более 30 тысяч заражённых и 889 смертей (по данным на 14 июня). В ДНР, по данным Минздрава республики, 833 случая заражения, 38 летальных случаев.
Основной поток миграции через границу Украины и ДНР обеспечивают пенсионеры, которые получают на Украине пенсии. Как правило это те, кто проживает в республике, но прописан на территории, подконтрольной Киеву. Из-за эпидемии коронавируса им пришлось несколько месяцев оставаться без выплат.
Граница с Россией
Первые ограничения на пограничных пунктах с Россией Донецкая народная республика ввела 28 марта по обоюдному согласию с Москвой. Затем режим только ужесточался. В результате жители ДНР оказались отрезаны от страны, с которой они себя отождествляют и с которой у многих существует неразрывная экономическая связь: работа, банковские счета.
Фактическое закрытие границ привело к тому, что ДНР оказалась отрезанной от родного государства. Недоступными для жителей Донецка и Луганска стали работа и банковские счета.Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Несмотря на обещания руководства Сбербанка и финансовых властей РФ, банковская система обеих республик до сих пор автономна и никак не связана с российской. Это приводит к тому, что тем, кто трудится в России удалённо или вахтовым методом или получает переводы из России, приходится ехать в Ростовскую область, чтобы обналичить карты банков РФ в банкоматах. При закрытых границах это стало невозможно. Не говоря уже о том, что закрытые границы оставили тысячи людей без работы – так что и обналичивать стало особо нечего.
В республиках уже несколько лет действует полулегальный бизнес по обналичиванию российских банковских карт. Как рассказывают собеседники «Октагона», проживающие в Донецке и знакомые с этим бизнесом, схема его довольна простая: после того как вы переводите через СМС-сервис или онлайн-банк деньги на счёт агента, он выдаёт вам сумму наличными. При этом удерживается обычно 3–4 процента. В эти расходы входят в том числе и риски, связанные с перевозкой денег через границу с Россией.
По данным «Октагона», с начала пандемии комиссия за обналичивание зарплат и переводов из РФ увеличилась до 6–12 процентов.
Собеседники «Октагона», хорошо знакомые с ситуацией в ДНР, предполагают, что рост комиссий, как и некоторые другие изменения в микроэкономике региона, связаны с увеличением «коррупционного тарифа» на границе с Россией во время пандемии. По их данным, цена перехода границы по всем требуемым правилам составляет 5 тысяч рублей на одного человека. Правила, по которым можно выехать, по-своему уникальные. Для проезда через границу нужен официальный вызов от работодателя с указанием названия предприятия, всех его реквизитов, должности вызываемого и информации о том, с какого числа и на какой срок требуется вызов. Официальный срок рассмотрения такого заявления – от 14 до 30 дней.
Также «Октагону» рассказали, что спустя несколько недель после введения карантина блокпосты, собирающие «дань», появились и внутри самой республики. Для тех дончан, которые захотели переждать пандемию на единственном курорте республики – в Новоазовске, также были введены аналогичные «тарифы». При этом для граждан, не готовых платить, доступ к пляжам ДНР закрыт по причине карантинных ограничений.
Источник «Октагона» в руководстве ДНР назвал информацию о «коррупционном» тарифе на границе с Россией бездоказательными слухами. При этом издание заверили, что уже в ближайшее время ограничения на КПП с Россией будут сняты.
Отметим, что жители ЛНР уже требуют отменить даже тот «лёгкий» карантин, который действует в республике.
В Алчевске (под контролем ЛНР) люди вышли на акцию протеста против карантина. Слышны выкрики «Нам жить не на что», «Почему не отменили коммунальные платежи»? pic.twitter.com/c8YzSd8L1N
— Денис Казанський (@den_kazansky) May 13, 2020
В ДНР массовых выступлений об отмене карантина не было. Впрочем, это не мешает украинской прессе пользоваться скрытым недовольством жителей.
Надо признать, что властям ДНР действительно удалось нащупать баланс в антикоронавирусной политике и избежать излишних запретов и серьёзной вспышки заболевания. Однако даже те ограничительные меры, которые были введены в республике, в короткое время отдалили её от России – в первую очередь лишили людей работы. В результате возник рост раздражения жителей, которые и так устали от тягот, связанных с войной и санкциями.