Молдавский парламент утвердил дату президентских выборов – 1 ноября. Пока реальных претендентов на пост главы страны трое, в том числе и действующий президент Игорь Додон. Но до осени он скорее потеряет остатки доверия, чем сохранит его.
Пресловутая «пророссийскость» Додона уже не выглядит такой привлекательной, как раньше. Понимая это, он тесно общается со всеми. К традиционным встречам с российскими дипломатами прибавились регулярные консультации с послом США в Молдове Дереком Хоганом.
Недавно бывший спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер предложил изменить условия приёма в НАТО стран бывшего СССР, чтобы территориальные конфликты не служили препятствием для их членства (статья 5 Устава НАТО говорит о том, что нападение на любую страну НАТО будет рассматриваться как нападение на весь альянс).
Молдавский президент регулярно проводит консультации с послом США в Молдове Дереком Хоганом.Фото: americahouse.md
Вступлению Молдовы в НАТО мешает не только нерешённый «приднестровский вопрос», но и статья конституции о нейтралитете. Чтобы распахнуть альянсу дверь, Кишинёву нужен соответствующий парламент, который проголосует за изменение конституции. Именно поэтому сейчас противники Додона пытаются организовать процедуру роспуска парламента через конституционный суд и назначение выборов в законодательный орган власти одновременно с президентскими.
Очевидно, старый разведчик Хоган озаботился формированием нужного состава молдавского парламента. На сегодняшний день идею отказа от нейтралитета могут поддержать практически все фракции, кроме партии социалистов (ПСРМ).
Прододоновские силы в парламенте от потери большинства отделяют всего два мандата. Правящая коалиция располагает 54 голосами, из 101 депутата 37 – у социалистов и 17 –у демократов. Ещё пятеро депутатов Демпартии Молдовы (ДПМ) ждут удобного момента для перехода в Pro Moldova.
Поэтому стоит ли удивляться стремительному согласию Игоря Додона приехать на парад Победы в Москву: после этого визита можно перезагрузить свой статус влиятельной политической фигуры в Молдавии. Однако проблем у Додона больше, чем можно себе представить. И уж точно больше, чем видно из Москвы.
По итогам парламентских выборов в феврале 2019 года Демократическая партия Молдовы во главе с молдавским олигархом Владом Плахотнюком потеряла парламентское большинство. Парламент разделился на три почти равные части: ПСРМ президент Игорь Додон), ДПМ (олигарх Влад Плахотнюк) и прозападный блок ACUM (Майя Санду, PAS и Андрей Нэстасе, Platforma DA).
Самостоятельно ни одна из сил не могла создать правительство, а пойти на коалицию с кем-либо из соперников никто не хотел. К началу июня 2019 года социалистами и блоком ACUM («Сейчас») была создана ситуативная коалиция, основной целью которой являлось свержение режима главного молдавского олигарха Влада Плахотнюка, по сути, захватившего на тот момент почти все госорганы, кроме президентуры.
Попытка государственного переворота (7–14 июня) со стороны олигарха не увенчалась успехом – в первую очередь благодаря согласованным действиям внешних игроков, единодушно поддержавших коалицию, у каждого из которых к Плахотнюку были свои претензии.
В одной только России против одиозного олигарха было возбуждено несколько уголовных дел, в том числе по обвинению в поставках гашиша, незаконном выводе денег и даже в организации заказного убийства.
В результате тогдашний единоличный правитель Молдовы в России был объявлен в розыск. Кроме этого, Кремль предъявлял и политические претензии к Плахотнюку: олигарх был открыто враждебен по отношению к Москве и всячески ей противодействовал, демонстрируя Западу свою незаменимость. Запад в свою очередь пугало уверенное превращение Молдовы в криминальную диктатуру.
В итоге Плахотнюк сбежал, правительство было сформировано на паритетных условиях между пророссийскими социалистами и прозападным блоком ACUM. Во главе парламента стала социалист Зинаида Гречаный, а пост премьер-министра заняла Майя Санду. Международные партнёры пожали друг другу руки и вместе с молдавским обществом стали ждать антикоррупционных реформ и других изменений на пути к светлому будущему.
Недолго музыка играла
Коалиция продержалась совсем недолго. После изгнания Плахотнюка из страны и частичной замены его людей в руководстве министерств и ведомств общие интересы у левых и правых закончились. Делиться властью никто не хотел.
Премьер Майя Санду металась из одной евростолицы в другую, по дороге заключая с международными банками и фондами сомнительные сделки (она передала банковскую систему страны иностранцам в обмен на предоставление очередного кредита МВФ на сумму в 46,5 млн долларов США).
«Сделка века» от Майи Санду: она передала банковскую систему Молдавии иностранцам в обмен на предоставление кредита МВФ.Фото: DUMITRU DORU/EPA/TASS
Кроме странного финансового взаимообмена правительство с прозападным руководством приняло ещё несколько очень непопулярных решений по повсеместному увеличению налогов (на прибыль, подоходный, НДС, на имущество, поднят ряд акцизов, а также сокращено число льгот для населения), повысило тариф на электроэнергию. Вопрос с поднятием платы за газ и, соответственно, тепло, был заморожен благодаря главному «энергопоставщику» – России.
Всё вышеперечисленное вряд ли можно назвать антикоррупционными реформами, это больше относится к обязательствам (за украденный миллиард) перед Евросоюзом и другими западными фондами и партнёрами, чьим инструкциям следовала премьер Санду.
Попытка реформировать судебную власть и надзорные органы у коалиционного правительства явно не получилась. Начались затяжные бодания с социалистами, которые тоже яростно желали обрасти ещё большей властью. Каждая сторона хотела видеть в составе обновлённых судов и прокуратуры своих ставленников.
Обманный манёвр
Осенью 2019 года, буквально через четыре месяца после свержения Плахотнюка, внутри коалиции всё сильнее стали звучать взаимные обвинения в явном торможении процесса преобразований. Воспользовавшись внутрикоалиционным раздраем, беглый олигарх начал вести свою игру. В парламентском закулисье начались переговоры о политическом сближении социалистов и демократов. Видя эти тенденции, прозападники стали педалировать назначение своих людей на ключевые посты в органах надзора.
Попытка госпереворота в Молдавии в июне 2019 года.Фото: DUMITRU DORU/EPA/TASS
Коса нашла на камень в ноябре 2019 года, когда премьер изменила процедуру избрания генпрокурора, возложив на себя обязательства по отбору претендентов – вместо отвечавшего за это по закону Высшего совета прокуроров.
ПСРМ раскритиковала инициативу Санду, указав, что премьер желает получить власть над будущим прокурором, и сразу после этого 12 ноября выразила вотум недоверия правительству. За это в парламенте проголосовали лишь две партии – социалисты и оппозиционная Демпартия. Но это уже было крепкое парламентское большинство – 63 депутата из 101. Вот тут-то все тенденции вылезли наружу.
Взамен отправленного в отставку прозападного правительства было созвано новое (как тогда говорили – «переходное») во главе с бывшим советником президента Додона Ионом Кику. Точнее всего о новом кабмине сказал представитель уже оппозиционного на тот момент блока ACUM Александр Слусарь.
«Это правительство действительно миноритарное. Оно принадлежит нескольким людям, это не правительство партии социалистов и даже не партии демократов. Это правительство Игоря Додона, о котором он при сомнительных обстоятельствах договорился с Владом Плахотнюком».
Александр Слусарь
вице-спикер парламента Республики Молдова
Прозападный блок ACUM распался буквально через месяц после отставки правительства Санду – в декабре 2019-го. В год выборов президента каждый захотел войти самостоятельным кандидатом.
Гляжу в тебя, как в зеркало
Видимо, пытаясь вернуть контроль над властью либо, на худой конец, сохранить свои активы и доходы, Влад Плахотнюк помог Игорю Додону «живой силой и техникой». То есть ранее непримиримая Демпартия голосовала в унисон с противниками-социалистами за прододоновское правительство дважды: в ноябре 2019-го – за переходное и в марте 2020-го – за коалиционное (социалисты плюс Демпартия). Меньше чем через год демократы вернули четыре министерских портфеля и пост вице-премьера по реинтеграции страны. Его заняла Кристина Лесник из «плахотнюковского» правительства.
Наблюдая за околополитическими движениями в сегодняшней Молдове, можно с уверенностью сказать, что Игорь Додон забрал ресурсы Плахотнюка.
Последнему действия Додона не понравились. Особенно накануне президентских выборов, где явно будет окончательно решаться его судьба. Если есть деньги (а их много), то они должны работать. Поэтому уже в апреле лавиной пошли вбросы в СМИ разных скрытых видеороликов, где Додону вручается некий пакет от человека Плахотнюка. С конкретным намёком, что в нём, от кого и для кого.
Активизировался Илан Шор (давний надёжный партнёр и соратник Плахотнюка). У Шора в парламенте несколько депутатов его партии. Вечно оппозиционный молдавский политик, эпатажный «молдавский Жириновский» Ренато Усатый начал своё возвращение на политическую сцену. Основная поддержка у Усатого во втором по величине городе Молдовы – Бельцах. И, кроме этого, многие главы поселковых госадминистраций явно ему симпатизируют, кормясь из его рук.
Илан Шор − давний соратник Влада Плахотнюка.Фото: DUMITRU DORU/EPA/TASS
С трудом выпрошенный социалистами у России льготный кредит в 200 млн евро 7 мая был признан конституционным судом неконституционным. Социалисты назвали это решение политически ангажированным, но сделать ничего не смогли.
В начале мая в высшем законодательном органе страны была сформирована парламентская группа Pro Moldova во главе с правой рукой беглого олигарха, экс-спикером парламента Андрианом Канду. В неё начали резво вступать члены Демпартии, отколовшись от своих товарищей, вставших накануне в единый строй с социалистами. Туда же подтянулись депутаты из партии Илана Шора.
8 мая Pro Moldova призвала все оппозиционные партии создать блок для свержения правительства. Основные причины: провал борьбы с пандемией, принятие неконституционных решений, а также обвинение в том, что правительство «забыло о гражданах и до сих пор не приняло ни одной меры по поддержке предпринимателей и безработных».
Призыв выразить вотум недоверия действующему правительству молниеносно поддержала экс-премьер, а ныне лидер оппозиционной партии «Действие и солидарность» (PAS) Майя Санду. Её бывший коллега по блоку ACUM лидер партии Platforma DA Андрей Нэстасе пока не ответил на этот призыв.
В ответ действующий президент устами нынешнего генпрокурора запросил у США экстрадицию ранее объявленного в международный розыск Влада Плахотнюка, находящегося, по слухам, в Майами.
Заодно назначив его главным бенефициаром пресловутой кражи миллиарда евро финансовой помощи ЕС, который вывели из страны шесть лет назад, во время правления партии и правительства Влада Плахотнюка, через подконтрольные олигарху банки.
Сейчас все ждут, как поведут себя «прозападники». Станут ли снова объединяться или будут наслаждаться своими амбициями? Станут ли меняться, подбирая утерянных социалистами избирателей, или продолжат гнуть свою мало приемлемую для большинства линию?
Молдавия в год президентских выборов опять увязает в мелких политических интригах, которые на руку прежде всего США. Из Москвы пока никаких сигналов не слышно. До 24 июня их, видимо, и не будет.
Кишинёв