- Посланник Ватикана прибыл в Москву в поисках мира
- Черноморская повестка: переговоры или война за контроль над регионом
Тема мирных переговоров по Украине прочно утвердилась в российской и международной повестке. Главная причина её непотопляемости – тупик, в который зашёл конфликт. В попытках договориться политики колесят по миру, делают заявления для прессы, вступают в тайные контакты. Временами создаётся впечатление, что эти усилия позволят выработать условия, которые каждая из сторон сможет трактовать как свою победу. Но реализм действительной жизни разрушает эти иллюзии.
Саммит НАТО в Вильнюсе, ожесточённые бои на Купянском направлении, подрыв Крымского моста, атаки на портовую инфраструктуру Одесской области и другие события последних недель ничего не меняют в этом раскладе. В ситуации, когда добиться военной победы ни Россия, ни Запад не могут, боевые действия и связанные с ними политические игры ведутся ради достижения одной цели: улучшить позицию на будущих переговорах.
О намерении принять участие в урегулировании конфликта на Украине заявляет всё больше стран из всех частей света. Вслед за мирным планом Китая со своими предложениями выступили Бразилия и группа африканских стран. Сразу после саммита НАТО о готовности присоединиться к ним заявила Индия. Как сообщила французская Monde, премьер-министр Нарендра Моди поручил подчинённым начать совместно с Францией работу над проектом мирного соглашения.
Представитель Ватикана кардинал Маттео Дзуппи после переговоров в Киеве и Москве отправился в США. Американские политики толпами ездят в Китай. На этой неделе там побывал спецпосланник президента США по вопросам климата Джон Керри и бывший госсекретарь Генри Киссинджер. Главные темы этих визитов касаются двусторонних отношений, но, судя по утечкам, вопросы украинского урегулирования обсуждаются на некоторых из встреч в одном пакете с проблемой Тайваня.
На этом фоне появились сообщения о закрытых переговорах главы российского МИД Сергея Лаврова с представителями американского истеблишмента в апреле этого года и недавней встрече с главой американского Госдепа Энтони Блинкеном на полях саммита Россия – АСЕАН в Индонезии.
Ходят слухи о конфиденциальных беседах советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана с секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.
А глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин сам рассказал о телефонном разговоре с главой ЦРУ Уильямом Бёрнсом, в ходе беседы с которым они «думали и рассуждали, что делать с Украиной».
Ещё более интригующе выглядит «челночная дипломатия» Романа Абрамовича, который курсирует между Лондоном, Москвой и Анкарой, и вброс о посещениях США Валентином Юмашевым – он несколько раз встречался с бывшим помощником президента Барака Обамы и архитектором перезагрузки отношений с Россией Майклом Макфолом. Контакты происходят в курортном городе Палм-Спрингс, где находятся загородные дома заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд и других представителей демократической элиты.
В последнее время в англоязычных изданиях всё чаще встречаются рассуждения о бессмысленности и опасности дальнейшей эскалации конфликта. Аргументы приводятся известные. Расчёты на удушение российской экономики и бунт элит не оправдались. Накачка Вооружённых сил Украины (ВСУ) оружием не привела к разгрому России. Контрнаступление фактически провалилось. Быстро перезапустить военно-промышленный комплекс США и европейских стран не получается.
В результате RAND Corporation назвала войну на Украине трясиной, в которой увяз Запад. О том, что конфликт находится в патовой ситуации, заявил начальник штаба разведывательного управления Министерства обороны США Джон Кирхгофер. Незадолго до своей отставки министр обороны Великобритании Бен Уоллес мрачно констатировал: «Все планы НАТО строились на идее быстрого контрнаступления. Никто не предполагал, что эта операция растянется на недели или месяцы».
Продолжение конфликта в том же режиме представляется бесперспективным. Игра на обострение может привести к мировой войне с использованием ядерного оружия, а этого на Западе боятся больше всего.
В результате в определённых кругах западного истеблишмента оформился запрос на мирный сценарий и начались разговоры о территориальных уступках, на которые придётся пойти Украине.
Некоторые политики говорят об этом открытым текстом.
Недавно глава Минфина США Джанет Йеллен заявила, что «прекращение военного конфликта на Украине – это лучшее, что мы можем сделать для мировой экономики». А министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли устроил на заседании Совбеза ООН настоящую истерику: «Мир не может допустить, чтобы война на Украине продолжалась ещё 500 дней... Украина хочет мира. Мы хотим мира. Весь мир хочет мира».
Проблема, однако, состоит в том, что так думают далеко не все. Советник Джо Байдена Джейк Салливан в ответ на вопрос телеканала CBS о вероятности мирных переговоров с Россией разразился воинственной тирадой: «Запад работает над тем, чтобы и дальше ужесточать санкции, опустошая военно-промышленную базу России, ослабляя её способность производить передовые технологии. Мы будем оказывать на Россию экономическое давление, украинцы – военное давление. Продолжение боевых действий дорого обойдётся России».
При этом, как пишут украинские паблики и считают некоторые российские эксперты, Вашингтон уже готовится к реализации своей версии переговорного процесса. Дедлайн якобы назначен на октябрь-ноябрь этого года. Этот вывод сделан на основании слов Байдена, который заявил, что, если к осени ВСУ не продемонстрируют успехов в движении на Крым, их финансирование будет сокращено.
Но это не значит, что проект «Украина против России» будет, как полагают некоторые наблюдатели, закрыт. Об этом речь не идёт. Его ждёт перезагрузка. В качестве первого шага прогнозируется замена «кровавого клоуна» Владимира Зеленского на более вменяемого и управляемого политика. Затем России, в полном соответствии с мирным планом Китая, предложат объявить немедленное перемирие и начать переговоры об условиях мирного договора.
Под прикрытием этих мероприятий Запад будет готовить Украину к новому этапу войны, а Россию – к тотальному поражению.
Санкции будут работать, ослабляя российскую экономику, страны НАТО – накачивать свой ВПК и увеличивать поставки оружия для ВСУ, англосаксы – обрабатывать колеблющиеся элиты и молодёжь, подталкивая их к смене власти. Всё это не абстрактные планы, а реальность, на фоне которой ведутся разговоры о мире.
Евросоюз выделяет Украине на 2024–2027 годы 20 млрд евро на закупку оружия и ещё 50 млрд на финансирование дефицита украинского бюджета. Вслед за британскими ракетами дальнего действия Storm Shadow аналогичную модель SCALP-EG готовится поставить Франция. Госдепартамент США обязал американских производителей информационного и визуального контента не только дискредитировать российскую власть, но и призывать к её силовому свержению, уделяя «повышенное внимание радикализации молодёжи и подростков».
Глава MI6 Ричард Мур открыто вербует агентов среди не одобряющих СВО элит (текст опубликован на официальном сайте ведомства): «Присоединяйтесь к нам, чтобы вместе положить конец кровопролитию! Мы сохраним ваши секреты… Наша верность нашим агентам пожизненная, а наша благодарность вечная». А респектабельный Foreign Affairs публикует статью (в форме обращения к Байдену): «Скажите русским, что Путин должен уйти».
При таком настрое говорить о компромиссе в выработке условий мирного договора практически невозможно, тем более что официальная позиция России хорошо известна.
Программа-минимум: безъядерный и нейтральный статус Украины, её отказ от вступления в НАТО и переформатирование киевского режима на основе демилитаризации и денацификации.
И вопрос о возвращении Украине регионов, присоединённых к РФ в 2022 году, обсуждению, согласно Конституции РФ, не подлежит.
Программа-максимум была в декабре 2021 года изложена в проектах договоров России с США и Североатлантическим альянсом, вошедших в историю как «ультиматум Путина». От Вашингтона Москва требовала уйти с постсоветского пространства и убрать из Европы ядерное оружие, ракеты средней и малой дальности, а также бомбардировщики и военные корабли. От НАТО – вернуть Европу в ситуацию, сложившуюся на 27 мая 1997 года, то есть вывести из стран Восточной Европы и Прибалтики всё оружие и военных, оказавшихся там в ходе продвижения альянса на Восток.
Понятно, что выполнять эти требования Запад не собирается. Он будет навязывать России свой сценарий. Не только силой, то есть с помощью контрнаступлений и диверсий, но и через давление на элиты. Торг на этом направлении продолжится при любых раскладах. Однако эти реалии не мешают оптимистам говорить о большой сделке, в ходе которой Китай, США и Россия наметят новые контуры мирового устройства и выработают подходы к обеспечению глобальной безопасности. Именно на решение этих задач был нацелен лишённый конкретики китайский мирный план, о котором под влиянием последних событий все, кроме его авторов, судя по всему, уже забыли.
Обнулив зерновую сделку вместе со связанными с ней договорённостями, Москва сыграла на обострение. А атаки на портовую структуру Одесской области и адресованное судовладельцам и страховщикам предупреждение, что с 20 июля все следующие в украинские порты суда будут рассматриваться как потенциальные перевозчики военных грузов, усилили этот эффект.
В ответ Министерство обороны Украины предупредило, что все суда, следующие в Чёрном море в направлении морских портов РФ и захваченных ею украинских портов, «будут рассматриваться Украиной как перевозящие грузы военного назначения со всеми соответствующими рисками».
Этот обмен алармистскими заявлениями открывает дорогу к расширению зоны конфликта на всю акваторию Чёрного моря, а первая атака на корабль (неважно, чей и с чьей стороны) может перевести его в горячую фазу.
Другой вопрос: продолжит ли Москва повышать ставки или после небольшой игры мускулами всё вернётся на круги своя? К договорнякам как к страховке от эксцессов, безнаказанных обстрелов российских регионов, периодических подрывов Крымского моста и даже к возобновлению зерновой сделки при выполнении касающихся России условий. Инерционный сценарий представляется более вероятным.
Но даже если Москва продолжит игру на обострение, на кону будет стоять не военная победа, которую невозможно одержать без перехода в наступление и военной мобилизации, к которой российская власть не готова, а позиции страны на будущих мирных переговорах. Ничего зазорного в такой тактике нет. Россия веками накапливала могущество и прирастала территориями по результатам мирных договоров, заключённых с Речью Посполитой, Османской империей, Швецией, Персией и другими государствами.