- От «всё идёт по плану» до внезапного форс-мажора всего один шаг
- Папские мирные переговоры: миссия невыполнима?
На днях спецпосланник правительства КНР по урегулированию российско-украинского конфликта Ли Хуэй завершил турне по Европе и прибыл в Москву, где провёл переговоры с главой российского Министерства иностранных дел Сергеем Лавровым. Пока продвижение мирного плана Китая идёт не слишком успешно. Но вслед за Поднебесной свои проекты начали предлагать другие страны. И тема сделки по Украине утвердилась в мировой повестке в виде набора противоречащих друг другу сценариев, авторы которых руководствуются совершенно разными мотивами.
Соперничество планов обострило противоречия между «партией мира» и «партией победы» в российских элитах. В считающихся хорошо информированными телеграм-каналах появились списки «капитулянтов», «нейтралов» и сторонников войны до победного конца, а также спонсирующих Вооружённые силы Украины (ВСУ) двурушников и перебежчиков. В информационном поле начали оформляться оппозиционные смысловые клише: доносительство – бдительность, испуганный патриот – предатель, саботажник – вредитель. А представители силового блока стали всё более явно претендовать на право формировать внутриполитическую повестку.
Китай: возглавить мирный процесс и утвердиться в роли мирового лидера
Документ под названием «Позиция Китая по политическому решению украинского кризиса» выдержан в стилистике декларации о намерениях. Ничего более конкретного, чем призывы прекратить военные действия и возобновить мирные переговоры, в нём нет. Все остальные пункты, за исключением касающихся зерновой сделки и послевоенного восстановления Украины, сводятся к требованию соблюдать международные нормы и устав ООН.
Первый чёткий план мирного урегулирования на Украине сформулировал Китай. С политико-идеологической точки зрения эта инициатива – естественное продолжение внешнеполитической стратегии председателя КНР Си Цзиньпина.Фото: сайт Президента РФ
С политико-идеологической точки зрения мирная инициатива Китая – естественное продолжение внешнеполитической стратегии Си Цзиньпина, нацеленной на построение «сообщества единой судьбы человечества». А сам план играет в этой конструкции роль инструмента, транслирующего взгляд Китая не только на разрешение подобных конфликтов, но и на новую конфигурацию мирового устройства. Тем самым согласие с подходом Пекина к урегулированию ситуации на Украине означает и принятие лидерства КНР в строящемся по китайским лекалам мире.
Китай примеряет на себя статус мирового лидера
Пока Россия и США ведут «горячую» войну на территории Украины, Китай наращивает свой авторитет в неамериканском мире. Он уже отказался от образа обезьяны, наблюдающей за схваткой двух тигров, и ведёт совсем другую, гораздо более активную игру: усиленно продвигает свой проект переустройства глобального мира и предпринимает конкретные шаги по закреплению за собой статуса мирового лидера.
Перейти к материалуЕщё до опубликования документа главный китайский дипломат, куратор внешней политики от политбюро Ван И посетил Италию, Францию, Венгрию и Россию. Потом, по информации специалистов по КНР, прошла серия закрытых переговоров, и только после этого делегация, возглавляемая спецпредставителем по урегулированию конфликта на Украине Ли Хуэем, нанесла визиты в Киев, Варшаву, Париж, Берлин, Брюссель и Москву.
Переговоры на Украине шли трудно и ощутимых результатов не принесли. Как сообщали украинские источники, китайская сторона не только говорила о мирном плане, но и пыталась оказать давление на своих визави, напомнив им об экономических конфликтах, возникших по вине Киева (самый громкий – из-за завода «Мотор Сич»). Это было воспринято как попытка шантажировать украинское руководство.
В Европе, как сообщил со ссылкой на осведомлённый источник американский The Wall Street Journal, Ли Хуэй призывал союзников США проявить самостоятельность и потребовать немедленного прекращения огня и начала переговоров без выдвижения дополнительных условий, то есть сохранив за Россией присоединённые к ней территории. Некоторые эксперты усомнились, что претендующий на роль независимого арбитра Китай может столь откровенно продвигать интересы России.
26 мая глава российского МИД Сергей Лавров встретился в Москве со спецпосланником КНР Ли Хуэем по вопросу урегулирования российско-украинского конфликта.Фото: официальный телеграм-канал МИД РФ
Но реакция европейских стран, высказавших недовольство пророссийским настроем китайской делегации, косвенно подтверждает данные американского издания. О том же свидетельствуют и слова канцлера Германии Олафа Шольца, назвавшего предложения Ли Хуэя неприемлемыми. В свою очередь французский МИД заявил, что «Китай может сыграть конструктивную роль в восстановлении справедливого и прочного мира в Европе при уважении международного права, а также суверенитета и территориальной целостности Украины».
Таким образом было выявлено серьёзное противоречие между китайским предложением зафиксировать текущий статус-кво и европейским требованием сохранить территориальную целостность Украины.
Возникшая коллизия представляется тупиковой.
Но погруженные в китайские реалии эксперты утверждают, что, действуя мягко, но настойчиво, Пекин вербует союзников среди европейских и американских элит и постепенно договаривается со всеми, готовя большую сделку Китай – Россия – США.
США: взять паузу, чтобы превратить Украину в «военного дикобраза»
Американские издания, эксперты и политики всё чаще пишут и говорят о том, что «США готовятся к сценарию заморозки конфликта на Украине». Причиной манёвра является то, что Вашингтон больше не надеется на быструю победу над Россией, не верит в успех «контрнаступа» ВСУ и устал от самодеятельности Владимира Зеленского, менять которого на более управляемую фигуру не очень удобно в разгар военных действий.
С другой стороны, в США обострились внутренние проблемы: угроза дефолта из-за невозможности решить вопрос с поднятием потолка госдолга, коррупционный скандал, связанный с семейством Джозефа Байдена, итоги расследования спецпрокурора Роберта Мюллера. Им делаются выводы, что в ходе выборов 2016 года Дональд Трамп не опирался на поддержку России: вся история о «русском следе» была сфабрикована штабом Хиллари Клинтон и в ФБР знали об этом.
И главное – война на Украине мешает демократам готовиться к президентским выборам 2024 года.
Отсюда намерение заморозить конфликт на полтора-два года, необходимые для перезапуска американского военно-промышленного комплекса (ВПК) и переподготовки украинской армии, или на несколько десятилетий – по корейскому варианту. В этом случае Украину планируется превратить «в грозного военного дикобраза с закалёнными смертоносными иглами» (образ издания Foreign Policy). Этот эффект должен быть достигнут за счёт полной перезагрузки ВПК и всей экономики Украины и «доведения её оружейных технологий до стандартов НАТО» для «поддержания мощной армии в долгосрочной перспективе».
Президенту Байдену и демпартии США и вовсе становится не до Украины.Фото: Adam Schultz/White House Photo/Public Domain
При этом американские политики и политологи даже не пытаются скрывать, что Вашингтон хочет поставить конфликт на паузу, чтобы хорошенько подготовиться к продолжению военных действий. Президент США Джозеф Байден говорит много и путано, но смысл тот же: «Украина должна иметь возможность защищать себя», и даже если будет заключено мирное соглашение, она «должна быть уверена в своей способности противостоять России».
Европа на растяжке между США и Китаем
Европейские страны пока не готовы к миру на Украине. Они заняты поставками оружия киевскому режиму, но полного единодушия нет. Венгрия, судя по заявлениям премьера Виктора Орбана, поддерживает мирный план Китая. Польше, которая одержима идеей реанимации Речи Посполитой от моря до моря и готова воевать за власть над Украиной, никакие мирные переговоры не нужны. Как и Чехии, которая оперативно расширила свой ВПК и начала неплохо зарабатывать на производстве вооружения.
Франция крутится как уж на сковородке. Эммануэль Макрон давно заявляет о необходимости мирных переговоров. В апреле этого года он летал в Китай, чтобы попытаться расширить экономическое сотрудничество между двумя странами и уговорить Си Цзиньпина надавить на Россию, но в итоге, как отмечали злопыхатели, был завербован китайским лидером и начал призывать европейцев найти общий язык с Москвой и не втягиваться в конфликт вокруг Тайваня, за что был назван «вассалом Си». Однако через месяц французский лидер вернулся на исходные позиции и стал призывать коллег воздействовать на Китай, чтобы тот надавил на Россию в украинском вопросе.
Олаф Шольц, несмотря на внутренние проблемы, захлестнувшие Германию, продолжает непоколебимо следовать всем указаниям Вашингтона.Фото: Erin Scott/White House/Public Domain
Такие страны, как Италия, Испания и Австрия, то под различными предлогами прекращают поставки оружия, то снова возобновляют. И только Олаф Шольц непоколебимо следует всем указаниям Вашингтона и вслед за Байденом говорит, что «Украина продолжит получать западное оружие и после завершения конфликта». В столь же раздёрганном состоянии пребывает и европейский социум, который большинством (65–70 процентов) поддерживает «борьбу Украины против российской агрессии», но не одобряет поставок оружия киевскому режиму (более 70 процентов во Франции и Германии, 60 процентов в Италии) и даже устраивает по этому поводу протесты.
Нервозность европейских стран понятна. В политическом плане они давно потеряли субъектность и привыкли подчиняться Вашингтону, который вовлекает их в разорительные проекты – санкции и поставки оружия Украине.
Чтобы удержать на плаву экономики, им нужны дешёвые российские углеводороды, но их нет и не будет. А также китайские инвестиции и туристы, торговля с Поднебесной. Но Китай прислал со своим спецпредставителем не то, в чём так остро нуждается Европа, а мирный план, который, может, и решил бы многие проблемы, но не будет принят, потому что его не одобрят Соединённые Штаты. У них на этот счёт есть свой проект заморозки конфликта и перевооружения Украины, к реализации которого Вашингтон подключит европейские государства.
На фоне шизофрении континентальной Европы островом стабильности в прямом и переносном смысле остаётся Великобритания. Вспомнив о временах «Большой игры» и былом величии распавшейся в ХХ веке империи, она пустилась во все тяжкие и погрузилась в любимые занятия – разведку, диверсии, военные операции на чужой территории, вербовку элит и армейских кадров противника, политические интриги и даже соперничество с США за контроль над Киевом и спецоперациями против России. Игроку с такими амбициями не нужны ни мирный план Китая, ни американский вариант заморозки конфликта.
Борьба за мир на Украине оказалась привлекательной для многих
Тема мирных переговоров появилась в публичном пространстве на четвёртый день после начала спецоперации. Первой услуги посредника предложила Турция, но дело ограничилось предоставлением площадки для печально известной встречи в Стамбуле. Затем, судя по сообщениям СМИ, идеи мирного урегулирования обсуждали на закрытых встречах в столицах аравийских монархий, и всякий раз там мелькала фигура Романа Абрамовича, бывшего олигарха с паспортами нескольких стран.
Вскоре к процессу подключился Ватикан, которому для подтверждения своего статуса и влияния важно всегда быть в игре.
Разговоры о плане папы римского велись несколько месяцев, но суть его так и осталась неизвестной.
Дела пошли веселее только в мае этого года, когда римский престол заручился согласием Москвы и Киева принять его спецпосланников, чтобы обсудить предложения главы католической церкви.
В целом же можно сказать, что со времён стамбульских переговоров, когда члены российской делегации на камеры огласили условия предполагаемой сделки, и до появления мирного плана Китая тема урегулирования конфликта на Украине существовала в виде набора подковёрных «договорняков», слухи о которых будоражили российское общество.
Обнародовав свой план, Китай прервал этот заговор молчания, вписав вопрос мирного разрешения конфликта на Украине в мировую повестку. Его примеру последовали другие страны, но ни прорывными, ни хотя бы приемлемыми их предложения назвать нельзя. Более того, тема мира на Украине уже начала превращаться в паровоз, к которому политические игроки цепляют вагоны своих пожеланий и проблем.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва накануне заявил, что его страна «не заинтересована в передаче боеприпасов, которые могут быть использованы в войне между Украиной и Россией».Фото: Ricardo Stuckert/CC BY 2.0
Президент Бразилии Лула да Силва предлагает в качестве компромиссного решения оставить России Крым, а области, ставшие частью РФ в 2022 году, вернуть Украине. Некоторые эксперты считают, что Силва озвучил эту позицию для того, чтобы начать торг с Москвой по важному для него вопросу получения Бразилией статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. В свою очередь ЮАР и ещё пять африканских стран сделали базовой основой своего плана ключевой для них вопрос поставок зерна и удобрений, добавив к нему тему обмена военнопленными.
России придётся завоевать право на реализацию своего мирного плана
Российское общество извлекло уроки из провала стамбульских соглашений и с тех пор крайне настороженно относится к любым дискуссиям о мирных переговорах. Ещё большее отвращение вызывают слухи о тайных сделках, подразумевающих территориальные размены, вплоть до сдачи ЛДНР или Крыма. Это отношение распространяется и на «партию мира», члены которой готовы на любые уступки ради возвращения к спокойной и благополучной жизни, которую они вели до 24 февраля 2022 года.
Реакция граждан на отступничество элит естественна, полностью соответствует букве и духу российской Конституции.
В ней сказано, что «действия, направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются» (ст. 67, п. 2.1). А это значит, что торг, касающийся территориальных вопросов, невозможен как нарушающий Основной закон страны. В результате переговорные позиции России оказались в полной зависимости от действий её армии. В случае победы Москва сможет диктовать условия мирного договора, при поражении это будут делать США и прочие англосаксы.
Серьёзность положения требует общей мобилизации, и это понимает значительная часть общества, но не делающие ставку на американский сценарий заморозки элиты, которые составляют каркас расслабленной и некомпетентной системы управления. Но конструкция настолько сложна и опутана таким количеством условностей, что резко менять её, тем более в военное время, не только трудно, но и опасно.
А сохраняя её, страна как бы соглашается с тем, что в ситуации, когда ВСУ ежедневно обстреливают российские города и посёлки, система может спокойно заниматься своими гешефтами, ставя на первое место такие странные задачи, как запуск аммиакопровода Тольятти – Одесса.
Оставить всё как есть – это признать нормой парадоксальную ситуацию, в которой управленческие рычаги находятся в руках «партии мира», а ответственность за страну лежит на военных.
Осознавая этот факт, силовики начали явочным порядком вмешиваться в текущую повестку. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил национализировать основные отрасли для обеспечения экономической безопасности в условиях войны. Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев задал рамки стратегического планирования, которое, по его мнению, должно базироваться на двух главных факторах – социально-экономическом развитии и национальной безопасности.
Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин (на фото слева направо).Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин вскрыл порочную сущность англосаксонской цивилизации, которая превращает человечество в «трансгуманистическую химеру»; глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин потребовал навести порядок в армии и отправить в отставку часть генералитета. А ставший за время СВО оголтелым ястребом заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев взялся решать, какой из сценариев распада Украины больше соответствует интересам России.
Считается, что усиление влияния силовиков может кончиться военной диктатурой, с чем трудно не согласиться. Но справедливости ради нужно признать, что сегодняшняя активность представителей силового блока отвечает оформившемуся за время спецоперации запросу на радикальную смену управленческих вех и ротацию элит. Без этого, как считают многие, невозможно победить и добиться мира на российских, а не на американских, китайских или бразильских условиях.