Белгородская область изучит все «оттенки серого»

Белгородская область изучит все «оттенки серого»

Политика 20 ноября 2020 Анна Фёдорова

Назначение Вячеслава Гладкова врио губернатора Белгородской области говорит о нехватке ярких профессиональных кадров, способных взять на себя ответственность за управление регионами. На предыдущих местах работы о чиновнике рассказывают как о человеке, ничем не приметном.

Решение о назначении Гладкова врио губернатора Белгородской области стало для большинства неожиданностью. Регион на протяжении последних двух месяцев жил без губернатора, и все хотели понять, ради чего. Бывший глава Евгений Савченко ещё 17 сентября написал заявление о досрочном прекращении полномочий. Формально руководил областью назначенный им в тот же день первый замгубернатора Денис Буцаев. Однако администрация президента на пост главы региона его не согласовала, поиск компромиссного варианта затянулся. Теперь Буцаева ждут на посту главы Российского экологического оператора, из администрации области он уже уволился.

С назначением Гладкова Белгородская область пополнит пул регионов, которыми управляют личные назначенцы первого замруководителя администрации президента РФ Сергея Кириенко. С куратором внутриполитического блока Кремля Гладкова свела судьба в 2009 году, когда он возглавил ЗАТО Заречный (Пензенская область), а Кириенко руководил «Росатомом».

С юга на север

С 2016 года Вячеслав Гладков работал заместителем губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Они были из разных команд и в итоге не сработались.

– Гладков расстался с Овсянниковым из-за разности темпераментов и подходов к решению поставленных задач. Это скорее был внутренний конфликт идеологий, предопределивший уход Вячеслава Гладкова из правительства региона. С моей точки зрения, в тот период это было потерей, – говорит «Октагону» председатель комиссии по законодательству и госстроительству Общественной палаты Севастополя Олег Гасанов.

С 2016 года Гладков работал заместителем губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова (на фото).С 2016 года Гладков работал заместителем губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова (на фото).Фото: Василий Батанов/РИА Новости

По словам Гасанова, Гладков выстроил коммуникацию со всеми общественно-политическими группами региона, оставаясь равноудалённым от них, укрепил взаимодействие органов власти с национальными сообществами и религиозными конфессиями. Также он участвовал в согласовании с жителями потенциально «конфликтных» правовых актов: закона о прямых выборах губернатора, схемы развития улично-дорожной сети Севастополя. И делал это без особого шума и помпы.

Вячеслав Гладков ушёл из региона чуть раньше, чем начались скандалы вокруг губернатора и его команды, закончившиеся отставкой Овсянникова. Считается, что те, кто привёл Гладкова в Севастополь, и подсказали ему момент ухода. Место нашлось почти сразу: правительство Ставропольского края.

Там за Гладковым закрепили управление внутренней политики. По мнению местного политолога Сергея Кулагина, с поставленной задачей Гладков не справился.

«Гладков оставил крайне тяжёлое наследство человеку, который придёт на его место. Внутренняя политика региона провалена, подмяты все СМИ, не завершена муниципальная реформа. По внутриполитическому блоку при Гладкове можно писать монографию о том, как нельзя работать».

Сергей Кулагин | политолог Сергей Кулагин
политолог

Также собеседники указывают на конфликт Гладкова со Ставропольской краевой думой и её председателем, увеличение бюджетных ассигнований на телеканал СВОЁ-ТВ до 157 млн рублей, лоббирование системы «Умный город» на уровне муниципалитетов.

По сведениям «Октагона», Гладкова рассматривали на пост губернатора Пензенской области, но против этого выступила влиятельная группа местных элит. В Белгородскую же область изначально на пост главы региона рассматривался экс-министр транспорта Евгений Дитрих.

Что изменится в Ставрополье

Тот факт, что близкий к Сергею Кириенко управленец покинул Ставропольский край, – сигнал о грядущих переменах для местных элит, как было и в случае с Севастополем.

– В этом контексте становится понятным недавнее назначение вице-премьером края экс-начальника следственного управления по Дагестану Сергея Дубровина. А до него Эркинбека Алимова – креатуры Алишера Усманова, – отмечает политолог Антон Чаблин.

Кроме того, на Ставрополье существует кадровая проблема. Как писал «Октагон», с 2015 года суды рассмотрели около 20 уголовных дел против чиновников губернаторской команды. Собрана папка на действующего председателя краевой думы, на двух заместителей председателей правительства и почти на каждого главу муниципального округа.

С 2015 года местные суды рассмотрели 20 уголовных дел против чиновников из команды губернатора Ставрополья Владимира Владимирова (на фото).С 2015 года местные суды рассмотрели 20 уголовных дел против чиновников из команды губернатора Ставрополья Владимира Владимирова (на фото).Фото: сайт губернатора Ставропольского края

– Нет высокоэффективных руководителей на местах. Внутри региональных элит идут дрязги из-за делёжки мандатов, потому что нет определённости среди действующих депутатов, и нет медийных личностей, которых можно было бы выдвинуть в краевую или Государственную думу, – добавляет Сергей Кулагин.

Что ожидает Белгородскую область

Перспективы Вячеслава Гладкова на новом посту собеседники «Октагона» оценивают скептически. Бывший губернатор Белгородской области Евгений Савченко занимал должность 27 лет и был популярен у жителей региона, относящегося к одним из самых успешных. Савченко удалось выстроить многолетние доверительные отношения с основными налогоплательщиками, включая «Металлоинвест» и крупные агрохолдинги. Что немаловажно: результаты на выборах у партии власти всегда были высокие тоже благодаря доверию к Савченко. После его досрочной отставки депутаты Белгородской областной думы единогласно проголосовали за назначение Савченко представителем региона в Совете Федерации.

Очевидно, Гладкова ждёт длительный период несамостоятельного управления, так как роль правящей элиты, сформировавшейся вокруг Савченко, не уменьшилась.

Несмотря на то, что Гладкова называют «опытным аппаратчиком», источники «Октагона» указывают на высокий риск возникновения конфликта с белгородскими элитами сразу после его возможного оформления как избранного губернатора осенью следующего года.

– Бизнес-элиты в Белгороде очень сильны, это родина компании «Мираторг», например. Губернатор для них – не субъект переговоров, – уверен собеседник издания.

На запрос «Октагона» о комментарии Вячеслав Гладков не ответил.