Часть Ставропольского края переходит под прямое управление Москвы. Основным кандидатом на пост главы федеральной территории Кавказских Минеральных Вод (КМВ) стал замминистра экономического развития РФ Михаил Бабич, уже анонсировавший в узком кругу своё назначение. Помимо него борьбу за курорт и выделяемые на его развитие средства ведут глава Совета Федерации Валентина Матвиенко и другие федеральные политики.
Разговоры об отделении Кавказских Минеральных Вод от Ставропольского края начались после принятия в июле этого года поправок к Конституции РФ. Одна из них ввела в 67-ю статью основного закона понятие «федеральная территория». Член Совфеда Андрей Клишас заявил, что поправка касается и курортов Кавминвод.
14 октября Андрей Клишас сообщил, что законопроект о федеральных территориях внесут на рассмотрение Госдумы в ближайшие две–три недели. В нём, по словам Клишаса, будут отражены порядок деятельности власти на федеральной территории и ответственность за качество жизни местных жителей.
Официальных подтверждений предстоящей федерализации КМВ в регион из Москвы пока не поступало. Главная причина возникшей паузы – в отсутствии юридических механизмов для принятия такого решения.
На запрос «Октагона» в пресс-службе Правительства РФ ответили, что «в настоящее время в законодательстве отсутствует порядок создания федеральной территории, а также правовая практика по указанному вопросу».
В проект бюджета на 2021 год расходы на создание федеральной территории КМВ, исходя из ответа пресс-службы кабмина, не заложены.
Несмотря на это, представители ставропольской элиты считают данный сценарий реальным и ожидают назначения главой КМВ первого заместителя министра экономического развития РФ Михаила Бабича. Это решение может стать логичным продолжением кадровых передвижений замминистра: в конце июня 2020 года он возглавил советы директоров Корпорации развития Северного Кавказа (КРСК) и АО «Курорты Северного Кавказа».
Краевые дрязги
На территории КМВ находятся 60–70 процентов бизнес-активов и 60 процентов налогооблагаемой базы Ставропольского края. Здесь проживают две трети богатейших людей региона, располагаются ключевые для Северного Кавказа железнодорожные и авиационные узлы и, главное, курорты.
На территории Кавказских Минеральных Вод расположен в том числе и главный авиахаб региона – международный аэропорт Минеральные Воды.Фото: Антон Подгайко/ТАСС
В федеральном бюджете только на 2020 год Ставропольскому краю выделено 2,03 млрд рублей ассигнований, из которых 1,53 млрд рублей – на комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод.
Как рассказал корреспонденту «Октагона» политолог Сергей Кулагин, в КМВ жители практически поголовно за федерализацию – во многом из-за негативного отношения к действиям краевой власти.
– Там говорят: «Мы не дойная корова для Ставрополя». Ставропольский край погряз в коррупционных скандалах, связанных с зампредами правительства, министрами. Члены команды [губернатора Ставрополья Владимира Владимирова] стоят в очереди в СИЗО или в тюрьму, как в кризисные годы за колбасой, – добавил Сергей Кулагин.
На экс-мэра Пятигорска Льва Травнева завели уже третье уголовное дело: его подозревают в выдаче незаконных разрешений на строительство во второй зоне горно-санитарной охраны. Главу Георгиевска Максима Клетина обвиняют по двум статьям – «Использование заведомо подложного документа» и «Угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью». В Сети он известен по видео, где называет себя «приличной принцессой», которая умеет пользоваться «пистончиками», так как в молодости была «опасным преступником». В других городах КМВ также идут суды в отношении чиновников местных администраций.
У губернатора Владимира Владимирова дар назначать на ключевые посты тех, кто там быть не должен.Фото: Пётр Кассин/Коммерсантъ
Коснулись зачистки и ближнего окружения губернатора. На четыре года осудили полпреда губернатора Андрея Уткина – за покушение на мошенничество. Другого полпреда, Сергея Батынюка, – на три с половиной года по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Министра строительства и дорожного хозяйства Игоря Васильева отправили отбывать наказание на пять лет за злоупотребление должностными полномочиями. Министра образования и молодёжной политики региона Василия Лямина – на семь с половиной лет за получение взятки.
С прошлого года находится под стражей министр строительства и архитектуры Алексей Когарлыцкий. За полтора года пребывания в должности он успел заработать обвинения по четырём делам о взятках и двум – о превышении полномочий.
С 2015 года суды рассмотрели около 20 дел чиновников губернаторской команды. По словам собеседников «Октагона», каждого из них действительно было за что привлечь к ответственности.
– У губернатора проблема кадровой «импотенции» и выставления на посты людей, которые там быть не должны. Если бы не было этой проблемы, может, и вопрос о федеральной территории не стоял бы. Ему, на мой взгляд, стоит думать, как поменять команду и набрать таких людей, которые не будут ставить его в двусмысленное положение, – говорит общественник Сергей Владимиров.
По словам другого собеседника, силовики продолжат закрывать чиновников: собрана папка на действующего председателя краевой думы, на двух заместителей председателей правительства и почти на каждого главу муниципального округа.
По свидетельствам источников «Октагона», столь большое количество уголовных дел в окружении губернатора связано с его конфликтом с силовыми структурами. В начале первого срока Владимиров в резкой форме предложил силовикам «заниматься своими делами и к нему не лезть», обозначив позицию хозяина.
– Они обиделись. Губернатора трогать нельзя – его назначили сверху. А под команду стали копать. Так Владимирову дают понять, кто главный в крае на самом деле, – говорит собеседник.
Некоторые источники связывают зачистку команды губернатора с интересами зампреда правительства края Вячеслава Гладкова. Он пришёл на должность в 2018 году. Как считается, благодаря протекции замглавы управделами президента Александра Харичева, с которым был знаком по работе в «Росатоме». Два года до этого Гладков занимал аналогичную должность в Севастополе, с губернатором Дмитрием Овсянниковым они не справились с управлением регионом – не смогли выстроить отношения с элитами, рассказывают источники.
Некоторые считают, что зачистка в губернаторском круге ведётся в интересах зампреда правительства края Вячеслава Гладкова.Фото: официальный сайт Думы Ставропольского края
На нынешнем месте, по словам собеседников «Октагона», Гладков взял под контроль почти все региональные СМИ и организовал работу нескольких телеграм-каналов. По мнению большинства местных спикеров, он преследует собственные политические цели, которые могут быть связаны, помимо прочего, с желанием зампреда правительства занять пост губернатора.
Собеседники «Октагона» сходятся во мнении, что с активизацией деятельности команды, курирующей проект федерализации КМВ, позиции Владимира Владимирова могут стать ещё более шаткими.
Курорт имени Матвиенко
Наиболее влиятельным федеральным политиком в КМВ однозначно считают главу Совфеда РФ Валентину Матвиенко. Личный интерес к Кавминводам, в частности к Кисловодску, она проявляет с 2014 года. По слухам, это связано с тем, что Матвиенко попала в санкционный список и лишилась возможности отдыхать за границей. А в Кисловодске действует санаторий управделами президента «Заря», где в своё время отдыхали Борис Ельцин, Михаил Калинин, Алексей Косыгин, Михаил Фрунзе.
В Кисловодске Матвиенко бывает один-два раза в год и всегда устраивает объезд города с публичной выволочкой чиновникам. Она активно взаимодействует с мэром Александром Курбатовым. Некоторые собеседники «Октагона» отметили, что он на хорошем счету у главы Совфеда потому, что в каждый приезд организует ей масштабную развлекательную программу.
О наличии личных интересов Матвиенко в КМВ открыто не говорит никто. Анонимно, без подтверждений, ей приписывают контроль над санаторным и сельхозбизнесом, в частности над крупным инвестпроектом «Индейка Ставрополья».
Кроме того, в распоряжение издания попал проект технико-экономического обоснования санаторно-курортного комплекса, который должен объединить санатории четырёх городов-курортов: Кисловодска, Железноводска, Ессентуков и Пятигорска. Сумма инвестиций – 21,2 млрд рублей. Собеседники издания предполагают, что проект может соприкасаться с интересами Валентины Матвиенко.
Также главу Совфеда и её сына, бизнесмена Сергея Матвиенко, связывают с представителями местной греческой диаспоры – семьёй Айтовых. Один из представителей клана – депутат Думы Ставропольского края Дионис Айтов – официально является владельцем трёх организаций: «Титан Люкс», «Титан Керамика» и «Титан Строй». Неофициально интересами семьи Айтовых называют земли, колхозы, гостиничный бизнес.
Валентина Ивановна регулярно приезжает в Кисловодск и совершает объезд города в компании мэра Александра Курбатова.Фото: Елена Березина/ТАСС
В июле телеграм-канал «СКФО Telegraph» опубликовал переписку в WhatsApp якобы Валерия Айтова, ставропольского бизнесмена, с неизвестным. Автор сообщений упоминает фамилию Матвиенко.
«Сын её прилетал недавно, я его кормил, поил его неделю. Бездарный абсолютно, как с ним работать будем – не имею представления», – говорится в сообщениях.
Позднее в том же телеграм-канале появилась информация, что СК РФ расследует деятельность Айтова и ряда ставропольских чиновников, подозревая их в формировании коррупционной схемы. Официальных подтверждений данной информации нет.
Интересы Матвиенко соприкасаются и с другим крупным греческим кланом в Кавминводах – семьёй Афанасовых. Депутат краевой думы, экс-сенатор Совфеда РФ Михаил Афанасов, как говорят источники «Октагона», до сих пор находится в дружеских отношениях с Валентиной Матвиенко. По информации телеграм-канала «Координаты СКайФОлл», Афанасов в ближайшее время вернётся в Совфед – займёт место Сергея Меликова, который назначен врио главы Дагестана.
В руках клана Афанасовых – водочно-коньячный завод «Русский» в Ессентуках, строительная компания «МИГ» (названа по первым буквам имён родственников Афанасовых – Михаил, Иван, Геннадий). По словам местных источников «Октагона», Афанасовы также неофициально оплачивали избирательную кампанию Владимирова, из-за чего губернатор остаётся перед кланом в долгу.
А вот семье Афанасовых Валентина Ивановна благоволит и даже до сих пор находится в дружеских отношениях с экс-сенатором Совфеда РФ Михаилом Афанасовым.Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости
Весомые интересы на Ставрополье, по мнению собеседников «Октагона», до сих пор имеет бывший полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) и экс-зампред Правительства РФ Александр Хлопонин, которого также связывают с главой Совфеда Валентиной Матвиенко. Он курировал Северный Кавказ с 2010 по 2018 год, перейдя в новый статус из кресла губернатора Красноярского края.
С назначением на пост полпреда в СКФО Хлопонин пролоббировал членов красноярской команды на ключевые посты по руководству Северным Кавказом. Его преемник на посту губернатора Красноярского края Лев Кузнецов в 2014 году возглавил только что созданное министерство по делам Северного Кавказа. Министр инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухуллаева получила должность директора департамента инвестпроектов министерства по делам Северного Кавказа. Руководитель пресс-службы правительства Красноярского края Михаил Развозжаев – пост замминистра по делам Северного Кавказа. Людей Хлопонина в Ставрополе прозвали «красноярским кланом».
Хлопонин через нескольких чиновников его команды и зятя Никиту Шашкина продолжает контролировать бизнес по розливу минеральной воды в КМВ. Никита Шашкин совместно с Михаилом Якобашвили, сыном основателя компании «Вимм-Билль-Данн» Давида Якобашвили, владеет долей в компании по розливу воды «Холдинг Аква». Крупнейшему в регионе предприятию сейчас принадлежит право пользоваться торговыми марками «Ессентуки 4», «Ессентуки 17», «Нарзан», «Славяновская» и «Нагутская».
Ещё один протеже Матвиенко (на фото слева) – бывший полпред в СКФО и экс-зампред Правительства РФ Александр Хлопонин (на фото справа).Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
Некоторое время гендиректором компании «Холдинг Аква» являлся Сулейман Вагапов – бывший заместитель Александра Хлопонина на посту полпреда. На одном из заседаний Совфеда он выступал перед Валентиной Матвиенко с речью о контрафакте минеральной воды, разливаемой в КМВ. Глава Совфеда поддержала спикера, дав указание Роспатенту разобраться в ситуации.
«Холдинг Аква» активно расширяет своё влияние в сфере добычи и розлива минеральных вод: выпуск бутылок планируется увеличить в три раза – до 9–10 млн в месяц. Также участники рынка рассказали «Октагону» о намерениях предприятия «Холдинг Аква» заполучить другие популярные названия минеральных вод, в частности «Архыз».
На запрос «Октагона» через пресс-службу Совета Федерации Валентина Матвиенко не ответила – «из-за загруженности рабочего графика».
Другие федеральные игроки на карте КМВ
Продолжают влиять на жизнь КМВ и другие федералы, в своё время официально курировавшие регион. С 2018 по 2020 год зампредседателя Правительства РФ, отвечавшим за Северный Кавказ, был Виталий Мутко. Он регулярно бывал в КМВ и так же, как Валентина Матвиенко, уделял особое внимание мэру Кисловодска Александру Курбатову.
По словам источников издания, изначально Курбатов был местной креатурой – занять пост ему якобы помог отец, директор одного из крупных санаториев КМВ.
Теперь Курбатов-младший имеет прочные федеральные связи, и убрать его даже при желании губернатора невозможно. Указания Владимирова, как говорят собеседники, он исполняет через раз.
Виталий Мутко дал добро на реализацию планов Курбатова по сносу аварийного жилья в центре Кисловодска и обустройству на этих территориях курортных зон. В январе этого года Мутко назначили гендиректором госкомпании «Дом.РФ», а летом стало известно, что «Дом.РФ» займётся реализацией стратегии пространственного развития Кисловодска. Стратегия основана на планах Курбатова по изменению облика центральной части города. Объём инвестиций – 53,6 млрд рублей.
– Курбатов и с Матвиенко пытается заигрывать, и с Мутко вынужден тесно сотрудничать. Как это отразится на КМВ, если интересы двух федералов столкнутся по крупным проектам, – загадка, – прокомментировал источник издания.
С упразднением министерства по делам Северного Кавказа в январе этого года на политическую арену КМВ вышли и новые федеральные фигуры – вице-премьер, куратор по Северному Кавказу Юрий Трутнев и первый замминистра экономического развития РФ Михаил Бабич.
Функции Минкавказа достались министерству экономического развития, конкретно – замминистра Михаилу Бабичу. Он сформировал три департамента. Одним из них заведует Ольга Рухуллаева (из команды Александра Хлопонина), вторым – Игорь Храновский, зампред правительства Ингушетии при Евкурове, первом замминистра обороны. Как говорят источники «Октагона», у него дружеские отношения с Бабичем, а значит, Храновского можно считать его креатурой. Третий департамент возглавляет Иван Безменов, до этого проработавший в агентстве по управлению федеральным имуществом и в Минэкономразвития на разных должностях.
Функции Минкавказа достались министерству экономического развития, конкретно – замминистра Михаилу Бабичу.Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
И Трутнев, и Бабич впервые посетили КМВ с официальными визитами в августе этого года. Первым губернатор познакомил с природными богатствами края Юрия Трутнева. Его приезд широко освещался в местных СМИ. Зампред Правительства остался доволен поездкой и обещал поддержку губернатору. Приезд Бабича через несколько дней после отъезда вице-премьера привлёк значительно меньше внимания СМИ.
– Бабич – сильная аппаратная фигура, выходец из силовиков, друг Патрушева. Какую он будет вести политику, сложно сказать. Местные элиты будут пытаться тяготеть и к одному, и к другому. Владимиров вынужден будет лавировать между всеми этими интересами, поэтому его позиции шаткие, слишком много игроков. С политической точки зрения Владимиров слабый, у него нет такого веса, как у Аксёнова в Крыму. Сейчас он между молотом и наковальней, – пояснил «Октагону» политолог Антон Чаблин.
КМВ – жирный кусок. Растущий турпоток, минеральные источники, логистический и торговый центр, вливания федеральных бюджетов – целый список ликвидных ресурсов.
И информационная война по отделению КМВ, считает эксперт, инспирирована одним из федеральных игроков.
По мнению Сергея Кулагина, кейс с выделением КМВ в федеральную территорию временно заморожен из-за протестных ситуаций в Хабаровске и Башкортостане, политических протестов у внешних границ России, Белоруссии и Киргизии, а также начавшейся военной стычки в Закавказье. Но процесс запущен: так, один из депутатов краевой думы внёс законопроект о сокращении числа депутатов с 50 до 35 – «как раз на число депутатов от КМВ».
По информации источников издания, в конце сентября в Ессентуках побывал с повторным неофициальным визитом первый замминистра экономического развития РФ Михаил Бабич, курирующий социально-экономическое развитие Северного Кавказа. Во время ужина он якобы рассказывал своему собеседнику, что займёт пост главы КМВ.
Ставрополь