Скандал вокруг газеты «Ведомости» дошёл до критической точки. Из сделки вышел инвестор Алексей Голубович. Для разрешения ситуации оставшийся пока единственным покупателем Константин Зятьков может предложить примиряющую всех схему: завершить сделку, провести совет директоров и на нём утвердить главного редактора, кандидатура которого устроит журналистский коллектив. До этого момента исполняющим обязанности главного редактора газеты может стать тот, кого выберет коллектив издания.
На пути к разрешению конфликта в «Ведомостях» могут появиться новые нюансы: в частности, Константин Зятьков, по данным «Октагона», ведёт переговоры с новым соинвестором, функционал которого до сего дня принадлежал основателю инвестиционной компании Arbat Capital Алексею Голубовичу.
После вчерашнего комментария пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о редакционной политике «Ведомостей» в исполнении её нового руководства стало понятно, что ситуация со сменой собственников в газете вышла из-под контроля – прежде всего для самих новых собственников.
В том числе вышла из-под контроля и редакционная политика: на сайте «Ведомостей» конфликт с цитированием Дмитрия Пескова был озвучен в интерпретации журналистского коллектива, а обращение к исполняющему обязанности главного реактора Андрею Шмарову выглядело как к постороннему для редакции человеку.
Собственно, так шёл процесс и до сих пор: коллектив и менеджмент невзлюбили друг друга с самого начала.
Сразу после комментария Пескова в издании The Bell, близкому к Демьяну Кудрявцеву, совладельцу «Ведомостей» до сделки, были опубликованы выдержки из письма Алексея Голубовича директору издательства «Ведомостей», в котором он пошёл на камингаут.
«К сожалению, с учётом моей (возможно – субъективной) оценки действий Д. К. (Демьяна Кудрявцева) за прошедшие 3–4 недели (скорее всего, имеется в виду представитель нынешних акционеров “Ведомостей” Демьян Кудрявцев. – The Bell) считаю себя свободным от обязательств перед представителями собственников что-либо делать далее по данному проекту согласно прежнему плану».
Алексей Голубович
основатель инвестиционной компании Arbat Capital
«Прежний план» подразумевал ключевую роль специалиста по эксклюзивным инвестициям Голубовича в проекте – финансирование.
«Ведомости» описывали одномоментный характер сделки на вчерашний день следующим образом: «Сделка пока не закрыта, формально БНМ (издатель “Ведомостей” “Бизнес Ньюс Медиа”. – τ.) остаётся под контролем Демьяна Кудрявцева, Владимира Воронова и Мартина Помпадура. Однако Кудрявцев говорил, что оперативное управление бизнесом передано будущим владельцам».
Договор, согласно которому сделка о продаже «Ведомостей» заключена, подразумевает процедуру, растянутую по времени и требующую завершения в силу ряда условий. Наиболее частые условия в такой ситуации – пролонгированная оплата в соответствии с пунктами договора.
По данным «Октагона», в сделке прописан ряд дополнительных параметров, включая вознаграждение («золотой парашют») прежним управленцам издания, в частности Илье Булавинову, который занимал должность главного редактора до прихода новой команды. Однако непреложным условием выплаты «золотого парашюта» является закрытие сделки.
Илья Булавинов.Фото: Алексей Никольский/РИА Новости
После выхода из сделки ключевого инвестора возник казус, детали которого либо предусмотрены в трёхстороннем договоре, либо регулируются общеправовыми нормами – весь вопрос в том, насколько существенным для договора является выход одного из покупателей. Возможно, продажа издания застрахована от разрыва особыми условиями. Но в любом случае быстро ситуация не разрешится, так как вслед за скандалом обязательно пойдут юристы, и процедура может затянуться.
Либо всё гораздо проще: с уходом одной из сторон сделки она аннулируется.
Пикантность скандалу придаёт тот факт, что условия сделки являются тайной для других сторон, а потому любая утечка может грозить тому, кто её допустил, серьёзным финансовым штрафом. Возможно, именно поэтому чтобы держать рот на замке все действующие лица – участники сделки исчезли с радаров журналистов, а Демьян Кудрявцев и вовсе, по данным телеграм-канала «ВЧК-ОГПУ», улетел в Лондон частным рейсом.
Впрочем, ситуация вокруг «Ведомостей» не столь драматична, как кажется. По данным «Октагона», ещё несколько дней назад после череды скандалов в редакции была достигнута принципиальная договорённость о выходе из сделки Алексея Голубовича и его управленческой команды, связанной с советником главы «Роснефти» Михаилом Леонтьевым. (Будучи ключевым инвестором, Алексей Голубович при назначении Андрея Шмарова и Юрия Кацмана на управление в «Ведомости» послушался, как говорят, именно Леонтьева, который и предложил эти кандидатуры.)
Михаил Леонтьев.Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости
И Голубович, и Зятьков были готовы к назначению на должность главного редактора альтернативной кандидатуры, предложенной журналистским коллективом, – Анфисы Ворониной, поскольку за неё на выборах главного редактора проголосовали 73 из 79 журналистов.
Однако столь неприятная для покупателей газеты ситуация могла возникнуть не только из-за неосторожных действий назначенных управленцев.
Определённое влияние Игоря Сечина на «Ведомости» доставляет неудобство кураторам политического и информационного поля – прежде всего потому, что глава «Роснефти» нарушает невидимый, но вполне осязаемый рубеж, который отделяет сырьевой бизнес от информационно-политического.
Политические администраторы Кремля до сих пор не вторгались в нефтяной бизнес, и попытка нефтяников войти в информационную среду была изначально спорной. Условно говоря, забота владельца пусть государственного, но бизнеса – о бизнесе, а забота политических администраторов – об интересах власти. Часто между этими двумя частями одной реальности стоят вполне видимые преграды. Например, прибыль профильного бизнеса. Словом, когда в редакции начались скандалы, то оказалось, что для «Роснефти» покупка столь токсичного актива ещё и репутационно опасна. Это стало очевидно и для самого Сечина.
Уход Голубовича из сделки говорит о консенсусе, который достигнут в Кремле относительно урегулирования этого конфликта. Его суть сформулировал Дмитрий Песков.
«Мы были и остаёмся заинтересованы в том, чтобы на нашем информационном рынке продолжали действовать классные, талантливые издания с очень талантливыми коллективами».
Дмитрий Песков
пресс-секретарь президента РФ.
Такая формулировка говорит о том, что одним из требований к новым собственникам со стороны Кремля могла быть позиция о незыблемости журналистского коллектива и более щепетильном обращении с газетой. Ошибка привнесённого менеджмента была в том, что он не стал утруждать себя тонкими настройками (памятуя, видимо, о кейсе имени Альфреда Коха при разгроме НТВ в версии олигарха Гусинского) и начал реализовывать новую редакционную политику, рубя с плеча.
Анналы помнят не только историю с самим НТВ, но и её продолжение – переход во временное свободное плавание спасшегося на канале ТВ-6 «уникального журналистского коллектива» с НТВ. Тогда в качестве недобросовестного покупателя канала выступила НК «ЛУКОЙЛ», и только затем канал перешёл в мир социально ориентированного спорта, и был запущен федеральный круглосуточный спортивный канал (который потом государство передало на баланс близкой коммерческой структуре).
Поскольку многие вспоминают про этот опыт, в журналистской среде по-прежнему не утихают слухи об огосударствлении «Ведомостей». Скорее всего, они беспочвенны. В России давно прижилась модель управляемых медиа, при которой государство присматривает за редакционной политикой СМИ, находящихся на номинальном балансе у всё понимающих коммерческих структур.