Когда речь заходит о невозможности покупки молодыми семьями квартиры в Москве, часть российских аналитиков указывают на практику США и Европы, где семьи с детьми приобретают дома в пригороде. Якобы россияне не так мобильны и не хотят уезжать из городов. Но причина не в мобильности. Время активных комсомольцев прошло, молодые специалисты хотят получать достойную зарплату. А если и жить за Уралом, то в условиях, которые не будут в худшую сторону отличаться от того, что есть в Москве. Государство, вместо того, чтобы помогать своим гражданам воплощать мечту о лучшей жизни где бы то ни было, сделало решение жилищного вопроса лучшим способом заработка для банков.
Сегодня, приехав в Москву на учёбу, в гости или просто на экскурсию, молодые люди видят то, о чём у себя дома не могли и мечтать. Они подчиняют всю свою жизнь покупке жилья в столице, и никакими «где родился, там и пригодился» их с этого пути не свернуть. Зная это, и застройщики, и банки могут спать спокойно.
Сравнение поведения покупателей жилья в России и Америке нерелевантны по многим причинам. Выбирая университет, западные выпускники школ смотрят на качество образования, существующие направления и другие чисто учебные параметры. В России обладатели высоких баллов по ЕГЭ чаще всего стремятся в Москву, если позволяют финансовые возможности родителей. Редким исключением являются старейшие технические университеты страны. Точно так же в Москву рвутся и те, у кого нет высоких баллов, но родители готовы оплатить престижный диплом.
Добавим сюда возможность учиться в разных учебных заведениях, которую даёт Болонская система, когда не надо каждый раз подтверждать свои знания, а остаётся только выбирать курсы, которые лучше всего преподаются в том или ином вузе. Это тоже играет свою роль: перемещаясь по стране или даже по всей Европе, студенты складывают своё мнение об условиях не только учёбы, но и жизни.
Рассказы об одноэтажной Америке и попытки использовать этот пример также малоперспективны.
Мало кому из успешных выпускников американских университетов придёт в голову мысль покупать квартиру в Нью-Йорке, чтобы там росли его дети. Этот город хорош, пока ты молод, делаешь карьеру, посещаешь тусовки и встречаешься с друзьями. Семьи перебираются из Нью-Йорка куда-нибудь в Нью-Джерси или Мэриленд, а из Бостона – в уютный Уотертаун, чтобы купить там дом и пользоваться всеми благами цивилизованной загородной жизни, – и они там есть.
Учитывая проценты российских банков даже по льготной и семейной ипотекам, многие хотят как можно скорее начать этот путь, чтобы закончить выплаты пораньше и успеть пожить для себя, а не для банка. Отсюда возникает желание осесть как можно скорее и в самом лучшем месте. И здесь все дороги ведут в мегаполисы с дорогими квадратными метрами.
Ребёнок является ключевым условием семейной ипотеки. О том, чтобы поддержать молодые семьи и помочь им сначала встать на ноги, а потом спокойно планировать рождение детей и воплощать это в жизнь, речи не идёт. Больше того, российскую молодёжь всё чаще упрекают в желании хорошо жить, поднимаясь по карьерной лестнице в детородном возрасте. Желание обеспечить себе финансовую подушку, чтобы потом воспитывать детей, не считая каждую копейку, порой приравнивается к предательству. Вряд ли подобный подход поможет улучшить демографическую ситуацию. Одна лишь семейная ипотека не повысит желание стать родителями.
До тех пор, пока будет в ходу поговорка «Москва – это не Россия», призывать граждан к мобильности и приглашать на дальневосточный гектар – занятие бесперспективное. Утром – точки роста, современные кластеры, равные образовательные и культурные возможности, вечером – разъезжающиеся по всей стране выпускники вузов.
Другое условие мобильности – обеспеченность съёмным жильём на каждом месте работы с одновременной возможностью откладывать средства на свою недвижимость. И уверенность, что за свои квадратные метры не придётся отдавать банку три цены, потому что все льготные программы закончились.
Снижение до уровня приемлемых ставок по ипотеке – здесь хочется призвать всех экспертов активно кивать в сторону других стран. Ипотека как часть программы развития страны должна быть государственной заботой, а не инструментом заработка для банков.
Стране следует раз и навсегда ответить на вопрос, что ей важнее: сверхприбыль банков или поступательное развитие общества и решение демографических проблем?
Но пока все эти проекты относятся к мечтам о светлом будущем, и снижать проценты по ипотеке никто не собирается. Единственным выходом остаётся малоэтажное строительство в радиусе крупных промышленных центров, где молодые специалисты могут получить достойные предложения. Кого из нас не радовала рекламная картинка комфортных посёлков городского типа со школой, с детским садом и ухоженными газонами.
Для предприятий это будет серьёзным обременением, но для государства – важным подспорьем. Чтобы найти здесь золотую середину, и первым, и вторым придётся перестать смотреть на своих сотрудников и граждан сверху вниз. Пора признать, что, призывая население быть ответственным, власть и сама должна нести ответственность за благосостояние своего народа, а не вспоминать о его существовании только тогда, когда надо повышать налоги.
Автор – член РАПК, руководитель агентства «Стратагема».