- Период «дешёвого» топлива в России закончился
- Независимые нефтяные компании оказались на грани выживания
Отмена налогового манёвра в нефтяной отрасли, введение закрытых списков экспортёров бензина, вплоть до создания экспортной монополии, квотирование экспорта – вот лишь малый список мер, которые в разных вариациях обсуждаются для урегулирования ситуации со стоимостью топлива в стране. Розничные цены на заправках впервые за много лет превышают инфляцию, и в Минэнерго допускают, что осенью эта тенденция укрепится. Участники рынка замерли в ожидании дальнейших решений властей.
Вторую неделю подряд Росстат сообщает о том, что розничная стоимость бензина растёт в стране активнее, чем инфляция. Если с начала 2023 года по конец июля цены на автозаправочных станциях повысились на 4,2 процента, то инфляция за этот период составила 3,4 процента. Оптовые цены на бензин увеличились по отношению к прошлому году на 55 процентов за АИ-92 и на 46 процентов за АИ-95.
В Минэнерго на днях допустили, что опережающее инфляцию подорожание топлива на заправках продолжится и в период высокого спроса осенью. Однако заверили, что «к концу года изменения роста цен на АЗС будут близки уровню инфляции».
В ведомстве считают, что повода для паники у населения быть не должно.
Эксперты в качестве главной причины увеличения стоимости нефтепродуктов называют сокращение предложения на внутреннем рынке в связи с остановкой на плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и наращиванием поставок бензина за рубеж из-за выгодной экспортной альтернативы.
Как отметили в Российском топливном союзе, только в этом месяце рост экспорта составил 55,3 процента (год к году). Перекос может ещё больше увеличиться после того, как с сентября будет вдвое сокращён топливный демпфер (компенсация, выплачиваемая нефтяникам за сдерживание цен на нефтепродукты).
Внешнее спокойствие профильного ведомства заметно расходится с заявлениями ряда чиновников, предлагающих в качестве решения вопроса весьма радикальные меры. Самая мягкая – обязательство увеличить долю продажи топлива на сырьевой бирже. Федеральная антимонопольная служба направила в Правительство проект постановления об увеличении с 1 сентября нормативов продаж на бирже бензина до 13 процентов (сейчас 12 процентов), а дизтоплива – до 9,5 процента (сейчас 8,5 процента). Документ уже подписан и проходит регистрацию.
В Госдуме предлагают свои решения. Лидер партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов и депутат Валерий Гартунг призвали отказаться от налогового манёвра (постепенной отмены экспортной пошлины на нефть при повышении налога на добычу полезных ископаемых) и повысить экспортную пошлину. Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный также предложил приостановить налоговый манёвр.
Однако больше всего участников рынка взволновала идея остановить масштабную утечку бензина при помощи ограничения числа экспортёров.
Эта мера, в частности, обсуждалась на совещании у вице-премьера Александра Новака, после чего на рынке появились слухи о том, что от экспорта будут отрезаны мини-НПЗ и в стране может даже появиться госмонополия на экспорт. Позже министр энергетики Николай Шульгинов пояснил, что «введение закрытых списков экспортёров нефти никак не повлияет на реальных производителей топлива». По его словам, ограничения коснутся только тех, «кто покупает нефтепродукты на внутреннем рынке с демпфером, а продаёт на внешних рынках».
По сути, речь идёт о борьбе с «серым», или теневым, экспортом. Предполагается, что для выявления такого рода трейдеров нефтяные компании обяжут запросить у своих покупателей список их конечных грузоотправителей, из которого будет видно, кто из них реализует бензин на внутреннем рынке, а кто отправляет его на экспорт.
– Минэнерго в первую очередь интересуют эти трейдеры, их и будут шерстить, так что даже небольшие производители могут пока не волноваться. По крайней мере, так пока нас успокоили, – рассказывает «Октагону» источник на нефтегазовом рынке.
По его словам, если эта мера увенчается успехом и наряду с увеличением объёма продаж нефтепродуктов на бирже даст ощутимый эффект, отпадут и разговоры о вероятности квотирования экспорта и «страшилка» о создании экспортной монополии.
«Заметьте, что сразу после совещания у Новака, ещё до введения каких-либо мер, биржевые цены пошли вниз. Рынок как будто сам спешит себя регулировать, опасаясь более жёстких решений. Надеюсь, о едином экспортёре все теперь забудут, как о страшном сновидении».
Источник «Октагона»
В Независимом топливном союзе (НТС) отмечают, что, хотя эту инициативу и нельзя назвать рыночной, она может оказаться действенной в моменте и сократить если не весь «серый» экспорт, то значительную его часть.
– В принципе мне эта инициатива не нравится, но в текущих условиях, когда экспорт стал связан с нелегальными или полулегальными поставками, это оправданно, – заявляет изданию руководитель аналитического центра НТС Григорий Баженов. – Конечно, обходные пути всё равно найдутся, будут встречаться пробоины. Даже в рамках советских поставок, закрытых экспортно-импортных операций удавалось находить «серые» схемы. Но случаи такого экспорта будут минимизированы.
С меньшим энтузиазмом эксперты отзываются о возможностях корректировки налогового манёвра. Инициаторы его отмены и повышения экспортной пошлины говорят о том, что это поможет снизить доходность поставок нефти за рубеж и увеличить объёмы переработки внутри страны, что в конечном итоге позволит прекратить демпферные выплаты из бюджета. Однако это идёт вразрез с уже составленными на длительный срок планами нефтяных компаний.
– Налоговый манёвр предполагает постепенное сокращение экспортных пошлин с одновременным повышением НДПИ. Он, в частности, имел своей целью увеличение сборов с нефтяной отрасли, потому что НДПИ платят все (За рядом исключений. – τ.), а экспортную пошлину – нет, – замечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
«Вероятность отмены манёвра я оцениваю как низкую. Его приостановку предложили отдельные депутаты, и это не значит, что их инициатива будет поддержана. Впрочем, мы живём в период, когда власти творчески подходят к налоговым вопросам».
Станислав Митрахович
эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ
Источник «Октагона» считает вероятной не столько отмену, сколько сокращение темпов реализации налогового манёвра. Об обнулении экспортной пошлины уже со следующего года, по его мнению, теперь речь не идёт:
– Нам говорят, что манёвр задумывался при других условиях, так что, скорее всего, его параметры будут скорректированы. Мы исходим из того, что экспортную пошлину могут действительно увеличить, и она сохранится ещё года на два. Но, конечно, чтобы что-то планировать, хотелось бы иметь более предметные ориентиры.