Чуть больше года продлился период стабильности и благополучия на российском топливном рынке. После начала специальной военной операции владельцы автозаправок начали наращивать прибыль, что позитивно отражалось и на конечном ценнике. Однако этот период завершён. Оптовые цены демонстрируют рост, власти готовятся лишить нефтяников части субсидий, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) встают на ремонт. К осени повышение стоимости бензина для потребителей станет ощутимым. Впрочем, многие заметили его уже сейчас.
В середине июня биржевые цены на бензин марки АИ-95 достигли исторического максимума, превысив отметку 67 тыс. рублей за тонну для европейской части России. Стоимость тонны АИ-92 приблизилась к 60 тыс. рублей. Таким образом, всего за два месяца цены выросли более чем на четверть. Розничные повышаются не так активно – этому противостоит фактор регулирования: автозаправочные станции не имеют права устанавливать цены выше уровня инфляции. Однако изменения есть, а главное, наметился устойчивый тренд на увеличение.
В Московском регионе бензин на заправках дорожает седьмую неделю подряд. С апреля средневзвешенные цены, по данным Московской топливной ассоциации, выросли примерно на рубль за литр. Если по состоянию на 17 апреля литр АИ-92 стоил в среднем 47,9 рубля, то на 19 июня – 48,9 рубля. Стоимость литра 95-го в апреле составляла 53,2 рубля, в июне – 54,3.
Самый дорогой бензин, судя по статистике ассоциации, обнаружен на станциях ЛУКОЙЛа и «Нефтьмагистрали» – более 55 рублей за литр 95-го и почти 50 рублей за литр 92-го.
Практически повсеместное подорожание автомобильного топлива фиксируют и в Росстате. По информации ведомства, опубликованной в середине этого месяца, за период с 6 по 13 июня рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 75 субъектах Российской Федерации. «Более всего он подорожал в Республике Тыва – на 1,9 процента, Ямало-Ненецком автономном округе – на 1,5 процента, Республике Алтай – на 1,4 процента», – сообщается в отчёте.
Ключевой причиной повышения цен стало увеличение сезонного спроса на фоне сокращения предложения. В Федеральной антимонопольной службе заявили, что продажи бензина на бирже за последние пять месяцев снизились почти на 8 процентов. Одновременно с этим несколько нефтеперерабатывающих заводов были остановлены в связи с профилактическим ремонтом.
– В этом году, в отличие от предыдущих периодов, проводить такой ремонт стало сложнее из-за трудностей с комплектующими, так что сроки простоя увеличились. Кроме того, в России меняется структура потребления топлива. Всё большее количество автомобилистов приобретают 95-й бензин, а производственная инфраструктура по большей части заточена под 92-й, – рассказывает «Октагону» руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
Другой фактор – ожидание корректировки так называемого демпферного механизма, предполагающего выплату нефтяным компаниям компенсации из бюджета в случае, если экспортная стоимость нефтепродуктов превышает внутреннюю цену.
Власти планируют сократить размер этих выплат в два раза, что обеспечит ежемесячную экономию бюджета примерно на 30 млрд рублей.
– Как только мотивационную часть отберут, от конфетки останется полконфетки, а съесть хочется целую. Откуда возьмётся вторая половина конфетки? Из кармана потребителей, – комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Изначально изменение демпфера планировалось с 1 июля, однако внесение поправок в Налоговый кодекс было отложено в связи с подъёмом цен и внутриведомственными противоречиями. В Минфине выступали категорически за, в Минэнерго высказывали опасения. В частности, министр энергетики Николай Шульгинов на полях Петербургского международного экономического форума говорил о том, что эта мера создаёт риски недофинансирования отрасли, повышения оптовых цен на топливо и давления на розничные цены. Как полагают эксперты рынка, корректировки всё же стоит ожидать с начала осени.
– Скорее всего, демпфер изменят с 1 сентября. Оптовая цена неминуемо вырастет, и независимые заправки будут в убытках. Риски в том, что резко упадёт маржа НПЗ, которую переработчики получают на внутреннем рынке, очень выгодным станет экспорт бензина и дизтоплива, – сообщает «Октагону» источник в топливной сфере.
По его мнению, в августе вероятна новая волна подорожания топлива. С этим согласен и Сергей Пикин. Правда, замечает он, ещё есть время для «докрутки» законопроекта. Вопрос в том, чьи аргументы перевесят – Минфина или Минэнерго.
– Возможно, сокращение будет не в два раза, а меньше. Если в последний момент испугаются социальной напряжённости, изменения могут быть не столь радикальными, – отмечает директор Фонда энергетического развития.
В попытке стабилизировать ситуацию на топливном рынке Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго в настоящее время обсуждают также повышение минимального норматива реализации бензина через биржу. Глава ФАС Максим Шаскольский заявил, что показатель может увеличиться на несколько процентов. Сегодня это чуть более одной десятой от общего объёма производства. Антимонопольная служба уже направила девяти нефтяным компаниям письма с требованием увеличить объёмы продаж на бирже.
Такую меру специалисты приветствуют, указывая на то, что она могла бы обеспечить даже больший результат, чем сохранение демпфера. Впрочем, увеличение всего на несколько процентов даст лишь косметический эффект.
– Я сторонник того, чтобы весь бензин и дизель продавались через биржу. Иначе получается, что у нас не совсем прозрачные правила игры, – делится своей точкой зрения Сергей Пикин.
«Большая часть нефтепродуктов продаётся крупными компаниями по внутрикорпоративным договорам, а независимые игроки вынуждены покупать их на бирже и поднимать розничные цены, когда растут оптовые. При этом вертикально интегрированные нефтяные компании тоже апеллируют к росту биржевых цен. Возникает вопрос: а как для них изменение биржевых цен связано с розницей?»
Сергей Пикин
директор Фонда энергетического развития
В Независимом топливном союзе закономерно поддерживают повышение нормативов реализации на бирже. Как считает Григорий Баженов, в идеале следовало бы увеличить объёмы вдвое, и эта мера точно решила бы проблему сезонного роста цен. Пока же, по его словам, очевидно одно: подъём цен – это явление долговременное.
– Мы вернулись к тому режиму, который имел место на российском рынке до февраля 2022 года, – констатирует эксперт.