Заправский маркетинг. Бензин подешевел, а вы не заметили?

Заправский маркетинг. Бензин подешевел, а вы не заметили?

Экономика 17 апреля 2023 Анна Таволга

Автомобилисты шутят, что если мировые цены на нефть растут, то бензин в России дорожает, а если падают, то он… опять дорожает. Шутка отражает реальное положение дел лишь отчасти. Действительно, под воздействием внешней конъюнктуры в начале года оптовые цены на дизельное топливо (ДТ) и бензин обновляли многолетние минимумы. Потребительские цены тем временем росли. Однако рост был незначительным – 0,1 процента. Эксперты говорят, что фактически бензин в стране дешевеет, но этот процесс закамуфлирован.

Почему всё так

К апрелю 2023 года средние цены на бензин в России составили 50,9 рубля за литр, на дизельное топливо – 58,3 рубля, сообщает Росстат. По сравнению с началом года повышение стоимости бензина близко к статистической погрешности – около 0,1 процента. Литр ДТ в связи с приходом весеннего периода и вовсе подешевел на 60 копеек. В прошлом году цены на бензин поднялись тоже несущественно: по данным главы Минэнерго Николая Шульгинова, рост составил 0,91 процента (при инфляции за год почти в 12 процентов), дизель подорожал примерно на 10 процентов, что также укладывается в инфляционные рамки.

– Тут можно издевательски пошутить, что такой рост при почти 12-процентной инфляции – это на самом деле удешевление, только автомобилисты вряд ли оценят шутку, – говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

По словам эксперта, очевидное для всех потребителей падение цен на топливо в России невозможно в силу специфики её рынка.

Если в США доли сырья и нефтепереработки доминируют в конечной цене, достигая 70 и более процентов, а цены на нефтепродукты ощутимо колеблются вслед за мировыми ценами на нефть, то в России в конечной стоимости на заправках доминирует налоговая составляющая, которая также может достигать 70 процентов.

Сдерживанию цен способствует частичное регулирование рынка: у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) есть договорённость с государством, что они не допускают роста цен на заправках выше инфляции. И хотя ВИНК владеют примерно 30 процентами автозаправочных сетей в стране, они реализуют при этом порядка 60–70 процентов топлива на внутреннем рынке. Независимые АЗС вынуждены подстраивать под них свою ценовую политику.

Как формируется розничная цена

Обывателю эта «кухня» не мешает возмущаться. Если посмотреть на данные Росстата, можно увидеть, что розничная стоимость более чем в четыре раза превышает цены производителей. Например, к началу февраля средняя потребительская цена на бензин в России составила 50,9 рубля за литр, на дизтопливо – 59 рублей. Цены производителей: бензин – 12,3 рубля, ДТ – 30,5 рубля. Однако надо понимать, что АЗС приобретают топливо не напрямую у производителя, а на бирже, и добавить к этому налоги.

– Биржевая цена волатильна. Она может соответствовать как величине, сильно превышающей цену производителя, так и быть примерно на её уровне. Во втором случае нефтепереработка находится в кризисной ситуации, потому что есть ещё и серьёзная налоговая нагрузка, – поясняет руководитель аналитического центра Независимого топливного союза (НТС) Григорий Баженов.

В России к началу апреля 2023 года средняя потребительская цена на бензин составила 50,9 рубля за литр.В России к началу апреля 2023 года средняя потребительская цена на бензин составила 50,9 рубля за литр.Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media

На сегодняшний день биржевая цена 92-го бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже составляет 45,3 тыс. за тонну (около 34,4 рубля за литр). За полмесяца литр подешевел примерно на 60 копеек. Цена на бирже зависит от баланса спроса и предложения. Обычно спрос начинает заметно повышаться в весенне-осенний сезон. Если при этом предложение фиксированное, растёт и цена. Предложение, в свою очередь, зависит от того, какие есть альтернативы по поставкам.

– Общие мощности России такие, что она себя полностью обеспечивает нефтепродуктами. 90 процентов бензина от общего объёма выпуска идёт на внутренний рынок, дизеля – около 50 процентов. Остальное экспортируется. Если на экспорт поставлять выгоднее, предложение на внутреннем рынке сокращается, цены на бирже растут. За ними, как правило, движутся розничные цены, – продолжает Баженов.

Налоговая составляющая для розничных продавцов в последние годы регулярно увеличивается. Резкий рост акциза начался в 2014 году – примерно с 4 до 11 рублей за литр.

– Повышение будет и дальше. Добавьте сюда НДС (примерно столько же) и другие платежи. Если посчитать всё вместе, выяснится, что в последние пять лет значительная доля игроков если и зарабатывала что-то на реализации в розницу, то 1–2 рубля за литр. А некоторые виды моторного топлива продавались в минус, – добавляет Александр Фролов.

Эмбарго в помощь

Своеобразным подспорьем для бизнеса стало обострение геополитической ситуации. Вплоть до 2022 года зависимость внутреннего рынка от внешней конъюнктуры только увеличивалась. 24 февраля ситуация кардинально изменилась, и зависимость нарушилась. По отдельным топливным позициям биржевые цены сокращались примерно на треть.

– Это привело к тому, что маржинальность бизнеса выросла. Теряя на крупном опте, в том числе и производители зарабатывали деньги в рознице. В результате мы наблюдали, как практически не росли и конечные цены на бензин. В дизеле повышение было, но там своя специфика, в основном связанная с технологией производства зимнего топлива, – отмечает Фролов.

Не скрывают этого и в НТС.

Если в 2021 году представители союза говорили «Октагону» о том, что некоторые независимые АЗС находятся на грани банкротства, то сегодня, как признаёт Григорий Баженов, «жаловаться не приходится».

– В связи с эмбарго и сильной перестройкой экспортной логистической составляющей можно говорить о возросшем профиците производства. Больше товара идёт на внутренний рынок, предложение расширяется, и биржевые цены начинают падать. В текущих условиях маржинальность розничного сектора достаточно хорошая. Начиная с конца зимы 2022 года с ней всё в порядке. Проблем у розничного сектора нет.

Проблемы с бензином затянутся до глубокой осени

Оптовые цены на бензин достигли в России на минувшей неделе исторического максимума. Продолжили рост и цены на АЗС, однако пока они остаются в рамках инфляции. Участники рынка обращают внимание на то, что искусственное удержание цен на розничном рынке может негативно сказаться не только на бизнесе, но и на конечных потребителях. В чём связь и как можно было бы исправить ситуацию, выяснял «Октагон».

Перейти к материалу

Однако это не означает, что сектор снимает сверхприбыль. За последние 15 лет прибыльность автозаправочного бизнеса значительно сократилась. Если в нулевые годы отдельные игроки могли рассчитывать на выручку в размере 20 процентов, то сейчас 5-процентная прибыль рассматривается как нормальная.

– Ну а если 10 процентов, можно уже открывать шампанское, – шутит Александр Фролов.

Впрочем, по данным источников «Октагона», на сегодняшний момент маржа ряда игроков розничного рынка составляет 20–40 процентов.

Не смотри на стелу

Накопить на бутылочку недорогого игристого, как выясняется, может теперь и автолюбитель. Правда, не все замечают позитивную тенденцию, потому что она не отражается на ценниках или, как говорят профессионалы, на стеле. Дело в том, что демонстрировать снижение цен (как и резкое повышение) на заправке её владельцам невыгодно. Это своего рода маркетинговая хитрость.

Как уже было сказано, цены не должны расти быстрее инфляции. Если это происходит, сразу начинаются разговоры о том, чтобы усмирить ценовую динамику, усилив регуляторное давление. Это же не даёт ценам упасть тогда, когда это возможно.

«Если уронить цены, и потом они с низкого уровня начнут расти под тот, который является экономически целесообразным, опять начнутся разговоры. Поэтому никто не стремится бежать опускать цены, потом могут не дать поднять».

Григорий Баженов | руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов
руководитель аналитического центра Независимого топливного союза

По его словам, это не означает, что в рознице нет ценовых дисконтов. Они даются через систему лояльности компаний – в некоторых сетях скидки доходят до 5 рублей за литр.

– Иными словами, так компании, имеющие свою систему лояльности, пользуются моментом: учитывая хорошую маржинальность, они стремятся увеличить лояльность к своему бренду со стороны автомобилистов, давая им скидку. Можно сказать, что по факту цены снизились. Просто это происходит не через стелу, а через систему лояльности. И это распространено не только у ВИНК, но и у крупных и средних независимых сетей, – отмечает глава аналитического центра НТС.

По его прогнозу, до конца года ситуация будет развиваться примерно так же, как сейчас. Ощутимый рост цен едва ли возможен. А жаловаться на то, что у нас не как в Америке, где нефть дешевеет – бензин дешевеет, конечно, никто никому не запрещал.

– Если кто-то готов к тому, что у нас сегодня бензин будет 50 рублей за литр, завтра 100, потом 150, а дальше снова 50, то это его право, – говорит Александр Фролов. – Я только замечу, что в США сейчас литр стоит около доллара. Если вам так хочется, можете приезжать на заправку и кидать 30 копеек с литра в ящичек для благотворительности.